Соцсети как источник информации украинцев

В течение почти двух последних десятилетий соцсети распространились по всему миру почти на все сферы человеческой жизни, фактически став альтернативой реальности. Но, как всегда бывает, благие намерения максимально упростить общение людей и вывести его на новый уровень впоследствии стали использоваться с далеко не благими целями. В частности, социальные сети открыли новые возможности для мошенников и других деструктивных персон и организаций. Прежде всего такая деструктивная деятельность связана с использованием соцсетей для распространения дезинформации и фейков и даже дестабилизации и распространения панических настроений в целых обществах.

Тем не менее количество самих соцсетей и их пользователей в мире неуклонно растет. Не является исключением и Украина. Как показывают результаты июльского социологического опроса*, почти три четверти украинцев (74%) являются пользователями одной или более социальных сетей. Больше всего пользователей в Украине имеет Facebook (61%). К наиболее распространенным также относятся YouTube (46%), Instagram (35%) и Telegram (20%). Значительно меньше пользователей имеют Twitter (7%), ВКонтакте и Одноклассники (по 5%). По 1% украинцев пользуются Linkdn и ТікТок.

Следует отметить, что на протяжении последних четырех лет число пользователей Facebook, YouTube, Instagram и Telegram в Украине возросло. В частности, наибольшие темпы роста — в три раза — у Telegram. Зато число пользователей ВКонтакте и Одноклассников втрое сократилось.

Сейчас соцсети все больше используются в качестве канала распространения информации, в частности, общественно-политической. Половина украинцев (50%) такой информации в соцсетях доверяет частично. Полностью доверяет ей каждый десятый житель Украины (11%), тогда как полностью доверяет каждый шестой (17%). При этом следует заметить, что каждый пятый украинец (20%) не использует соцсети как источник общественно-политической информации.

По сравнению с 2019 г. уровень полного недоверия к общественно-политической информации в соцсетях вырос вдвое, тогда как уровень полного доверия остался примерно на том же уровне. В то же время заметно сократился уровень частичного доверия к общественно-политической информации в соцсетях.

Алексей Ляшенко, кандидат исторических наук, аналитик Research & Branding Group

 PDF-версия:

Соцсети_июль 2021_rus

*Опрос проводился в период с 10 по 21 июля 2021 года. Опрошено 1813 респондентов в возрасте от 18 лет и старше. Выборка репрезентирует население Украины по полу, возрасту, типу населенного пункта и региону проживания (за исключением неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей, АР Крым, и г. Севастополь). Метод опроса – личное формализованное интервью (face-to-face). Максимальная погрешность выборки не превышает +/-2,4%.

Назад