Обзор рынка водки

Мировой рынок водки демонстрирует позитивный тренд: ежегодно потребление водки в мировом масштабе увеличивается на 2-3%. Среди крепких алкогольных напитков на долю продаж водки в мировом объеме приходится порядка 20%, что вдвое превышает объемы реализации виски и почти вчетверо — потребление коньяка и бренди.
Несмотря на глобальные тенденции роста рынка, эксперты в ближайшем будущем ожидают снижение рыночных показателей. В первую очередь прогнозы экспертов основаны на снижении темпов развития рынка в основных странах-потребителях водки – России, Украине, Польше — на 1-2% в год. Так, основным трендом рынка Украины за последние два года является снижение темпов производства легальной продукции при росте теневого сегмента.
В 2011 году, согласно официальным данным Госкомстат произошло падение производства на 21,5%, что стало самым низким показателем за семилетний период. При этом доля теневого рынка растет: в среднем операторы рынка полагают, что на долю теневого рынка водки в Украине приходится 40% от произведенной продукции.
Особенностью производства водки в Украине является государственная монополия на производство спирта, — реализация спирта, в том числе и на экспорт, является одной из основных статей дохода государственного бюджета. Однако в недалеком будущем ситуация изменится. В июне 2012 года был зарегистрирован законопроект № 10607 от 13.06.2012 «О внесении изменений в некоторые Законы Украины (относительно развития спиртовой отрасли)», главной целью которого является урегулирование вопросов относительно возможности и осуществления приватизации предприятий, производящих спирт.
Украина является крупным экспортером водки на мировые рынки. Продукция украинских производителей продается в свыше 80 странах мира. При этом основная доля экспорта приходится на Россию. Согласно данным Госкомстат Украины, в 2012 году Украина экспортировала 193 тыс. гл водки стоимостью свыше 100 млн долларов США. За последние два года, в связи с отменой пошлин на ввоз алкогольной продукции в Украину, наблюдается также небывалый рост объема импортируемой водки. В 2011 году объем импортируемой водки в Украину увеличился более чем в 2 раза по сравнению с предыдущим годом и достиг 64,5 тыс. гл; в 2012 году импортная продукция продолжила наращивать свои объемы – в Украину было ввезено 76,5 тыс. гл водки на сумму 45,4 млн долл. США. По оценкам некоторых экспертов, импортная водочная продукция занимает 10% рынка водки Украины.
На отрасль решающее влияние оказывает политика государственного регулирования: размеры акцизных сборов, введение акцизных марок новых образцов, цены на спирт и борьба с контрафактной продукцией. Так, начиная с 2013 года, в Украине действует акцизный сбор на этиловый спирт в размере 49,49 грн./литр 100% спирта; с августа 2013 года будут введены в действие новые акцизные марки, стоимость которых увеличится почти в 3 раза; а с марта 2013 г. в Украине действуют минимальные розничные цены на водку в размере 30,5 грн. за бутылку.
Несмотря на снижение производственных показателей и рост цен на водку, потребление водки в Украине находится на высоком уровне. Согласно результатам исследования компании Research & Branding Group, проведенного в марте 2013 г. ⌈1⌉ водку в Украине в основном покупают 1-2 раза в месяц (82%) и 10,4% граждан покупают водку с периодичностью 1 раз в 2 недели. По оценкам экспертов, в условиях снижения покупательской способности в первую очередь растет спрос на водку нижнего и среднего ценового сегмента.
Порядка 80% водки, произведенной в Украине, осуществляют 5 крупнейших водочных компаний. В пятерку лидеров входят: «Национальная водочная компания» (ТМ «Хлібний дар», «Цельсій», «Козацька рада», «Перша гільдія», Rada, «Перепелка», «Байка» и др.), холдинг Global Spirits (ТМ «Хортиця», «Мороша», Blagoff), УВК Nemiroff (ТМ «Украинская медовая с перцем», Nemiroff Original, «Украинская березовая особая», Nemiroff Premium и Nemiroff LEX), Крымская водочная компания (ТМ «Medoff», «Природная коллекция», «Наша Марка», «Мърная», «Хуторок») и УАК Олимп (ТМ Prime, «Истинна», «5 капель», «Приватна коллекция», «Биленька», «Вдала»).
Число украинских брендов водочной продукции, по оценкам операторов рынка, превышает число брендов молочной и соковой отраслей. Однако наиболее устойчивые рыночные позиции лишь у ограниченного числа водочных брендов. Согласно результатам исследования компании Research & Branding Group, проведенного в марте 2013 г., украинцы покупают чаще всего следующие ТМ водки:
 График 1 Знание и покупка ТМ водки 
В ближайшие годы эксперты ожидают рост конкуренции в сегменте крепкого алкоголя. В связи с тем, что объем внутреннего рынка продолжит снижение (в пределах 10-12%), компании направят свою активность на экспортную деятельность. Стоимость водочной продукции продолжит свой рост. На рост цен будут влиять: увеличение акцизов, рост цен на спирт, увеличение расходов на дистрибуцию, трейд-маркетинг, присутствие в сетях и другие факторы.
Оживление рынка в Украине операторы рынка ожидают только через 2-3 года, а в ближайшем будущем прогнозируют снижение объемов производства – более чем на 10% к концу 2013 года. Снижение объемов легального производства водки связывают не только с традиционным ростом налоговых платежей и государственных сборов, но и с переходом потребителей на новые категории.
Тем не менее, в глобальном масштабе спрос на водку не претерпит существенных изменений (как в чистом виде, так и в качестве ингредиента). Основные изменения рынка ожидаются в изменении долей производителей, расширении рынков сбыта и поиске новых моделей ведения бизнеса.

⌈1⌉ Сбор информации проводился методом личного интервью в 24-х областях Украины, АР Крым, городах Киев и Севастополь. Респонденты отбирались по квотной выборке, репрезентирующей взрослое население страны по месту проживания (область), полу и возрасту. Объем выборочной совокупности составил 2078 человек. Ожидаемая средняя ошибка выборки составляет +-2,2%.

Назад