Обзор рынка макаронных изделий в Украине

Потребление макаронных изделий во всем мире имеет положительную динамику роста. Причем макароны едят как в тяжелые времена, выбирая товар, ориентируясь на низкую стоимость, так и в периоды экономического подъема, когда потребитель может себе позволить выбрать более изысканные и дорогие сорта. Блюдо, которое, как считается, изобрели китайцы и столь активно популяризовали итальянцы, любят и в Украине – потребляя как минимум раз в неделю в качестве гарнира. Впрочем, украинцам еще далеко до европейского показателя потребления: в среднем житель Украины съедает не более 3 кг макаронных изделий в год, в то время как в Европе уровень потребления в 4 раза выше. Однако даже столь низкие, по европейским меркам, тенденции потребления привлекают в сегмент «пасты по-украински» значительное число отечественных производителей.
Основные характеристики рынка макаронных изделий в Украине 
Стабильные темпы роста: на протяжении последних нескольких рынок развивается относительно стабильно и демонстрирует позитивную динамику развития. Макаронная отрасль в Украине считается привлекательной для инвестиций. Рентабельность производства достигает 50%, рынок привлекателен также и наличием практически всего необходимого сырья на территории страны.
Сегментация рынка: импортная продукция представлена в дорогостоящих группах продукции А и Б из твердых сортов пшеницы, нижний ценовой сегмент монополизирован отечественными производителями продукции из мягких сортов пшеницы.
Объем производства: в натуральном выражении объем производства украинскими операторами в 2010 году составлял 116 тысяч тонн (см.: График 1). По оценкам некоторых операторов рынка, объем производства еще выше и составил за тот же период 121 тысячу тонн (информация представителя компании «Родной продукт»).
Объем рынка: по оценкам экспертов составляет порядка 160 тысяч тонн.
Импорт: импортные макароны составляют не менее пятой части рынка. В основном макароны иностранного происхождения представлены в премиум-сегменте, т.е. те сорта макарон, которые производятся из твердых сортов пшеницы. Росту импорта способствовали как маркетинговая активность производителей, так и действия правительства, на протяжении нескольких лет ограничивающего торговую надбавку 15% на отечественные макаронные изделия, что практически уравнивало возможности зарубежных и отечественных компаний. Как следствие, дистрибьюторы и розничные сети вынуждали украинские предприятия снижать отпускные цены. До начала кризиса позиции импортеров были очень стабильны, однако резкие валютные колебания существенно ограничили импорт. В результате доля иностранных макарон сократилась. Однако уже в 2010 году импортеры смогли вернуть утраченные позиции. По оценкам экспертов, доход иностранных импортеров на украинском рынке за 2010 год вырос в четыре раза. Некоторые импортеры планируют перенос производства в Украину. Основными странами-экспортерами макарон в Украину являются Россия, Италия. В Украине также значительна часть «серого» импорта.
Экспорт: В 2010 г. украинские производители макарон смогли утроить доход от экспорта. Экспортировать макароны для украинских операторов является экономически целесообразным: в ближнем зарубежье стоимость макаронных изделий на 10-12% выше, чем на внутреннем рынке. Украинские компании экспортируют макаронные изделия в Беларусь, Молдову, Албанию и Болгарию. Причем макаронную продукцию экспортируют как сами производители, так и оптовые торговые компании. На внешних рынках известна продукция практически всех отечественных макаронных фабрик – Киевской, Хмельницкой, Донецкой, Черниговской, ООО «Бонита» и ряда других. Основным экспортером украинской макаронной продукции за рубеж в 2010 г. была компания ОАО «Симферопольская макаронная фабрика».
Назад