Места приобретения продуктов питания украинцами

Опасения по поводу дефицита продуктов питания, которые были очень распространенными в начале карантина, оказались совсем не оправданными и уже давно остались в прошлом. Большой выбор точек продаж и широкий ассортимент направленны на удовлетворение любых запросов потребителей. Но, к сожалению, не только предпочтения определяют их выбор мест для покупки продуктов, существуют и другие, внешние обстоятельства, которые на это влияют.

По результатам опроса, проведенного в марте, можно утверждать, что самым популярным местом покупки продуктов питания для большинства украинцев есть супермаркеты и гипермаркеты (75%), со временем их доля становится все больше и больше, хотя довольно распространенным для каждого второго остается также посещение небольших магазинов у дома (51%), немного меньшая, но также существенная доля людей покупает продукты на рынке (46%). Значительно реже отдается преимущество при выборе места для покупки продуктов специализированным магазинам (14%), лоткам или торговцам на улицах, возле метро (6%).

Основными внешними факторами, которые формируют различия в популярности точек продажи продуктов питания среди населения, является регион проживания и тип населенного пункта. Жители восточных (87%), южных (78%) и центральных (78%) регионов страны чаще предпочитают супермаркеты и гипермаркеты, чем жители западных регионов (60%). Тогда как в небольших магазинах у дома, напротив, чаще скупаются в западных регионах (62%), несколько реже в южных (53%), центральных (50%) и восточных (37%). На рынках чаще всего покупают продукты питания в южных регионах (61%). Для жителей областных центров и городских поселений также более характерна покупка продуктов питания в супермаркетах или гипермаркетах (96% и 81% соответственно), чем для жителей сельской местности (47%). Последние же чаще пользуются небольшими магазинами у дома (69%), в городах доля таких людей несколько меньше (49%), а в областных центрах меньше даже вдвое (34%).

Для украинцев, которые предпочитают покупать продукты питания в супермаркетах или гипермаркетах, среди всех несомненным лидером является сеть супермаркетов «АТБ», где совершают покупки почти половина населения (47%), оставшаяся половина распределяется между сетями супермаркетов / гипермаркетов «Сильпо» (10%), «Ашан» (3%), «Эко-маркет» (2%), «Varus» (2%), «Велика Кишеня» (2%), «Metro» (2%), «Фора» (1%), Novus (1%). Относительно большую долю среди всех, как для региональных супермаркетов, составляют представленные на территории Полтавской и Кировоградской областей сеть «МаркетОПТ» (3%), сеть супермаркетов «Класс» в Харькове (2%), «Рукавичка» (1%) во Львовской области. Значительная часть населения также утверждает, что вообще не пользуется ни одним из возможных супермаркетов или гипермаркетов (18%).

 

Юлиана Панасенко,

студентка 3 курса факультета социологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко

 

 PDF-версия:

RB_Supermarket_RUS

 

*Опрос проводился в период с 4 по 14 марта 2021 года. Опрошен 1801 респондент в возрасте от 18 лет и старше. Выборка репрезентирует население Украины по полу, возрасту, типу населенного пункта и региону проживания (за исключением неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей, АР Крым, и г. Севастополь). Метод опроса – личное формализованное интервью (face-to-face). Максимальная погрешность выборки не превышает +/-2,4%.

Назад