6 декабря 2017

Жизнь удалась по-украински

#

Есть понятия, смысл которых кажется нам простым и ясным. Но, как только мы пытаемся уточнить смысл такого понятия у нескольких собеседников, становится очевидным, что у каждого из них понимание этого смысла может иметь свои очень существенные особенности. Например, все мы нередко пользуемся таким понятием, как «жизненный успех». Но тот смысл, который разные люди вкладывают в него, может быть очень разным. И это неудивительно, поскольку понимание того, что собой представляет жизненный успех, будет зависеть не только от личного жизненного опыта, нашего социального статуса, даже от исторической эпохи, в которую живет человек, да и от множества иных обстоятельств. 

Некоторое представление о том, какие особенности характерны для понимания украинцами основных характеристик жизненного успеха, дают результаты октябрьского Омнибуса Research & Branding Group*. В полученных в ходе опроса ответах, прежде всего, обращает на себя внимание то, что в настоящее время население Украины разделилось в ответе на вопрос об успешности собственной жизни. Это выражается в том, что значительная часть украинцев (40%) в большей или меньшей степени считают себя успешными людьми. Однако еще большая часть из них (46%) в той или иной мере не склонны относить себя к успешным людям. Все остальные, кто не попал ни в одну из этих групп (14%), пока еще не определились с тем, насколько успешна прожитая ими жизнь. 

Статистический анализ позволил выявить наличие определенной связи между тем, считают или не считают респонденты себя успешными людьми, и такими их характеристиками, как возраст, уровень образования и самооценка уровня материального достатка семьи. Сущность этой связи проявляется в следующих тенденциях: 
- с увеличением возраста опрошенных имеет место некоторое снижение удельного веса тех, кто считает себя в целом успешным человеком и рост доли тех, кто не склонен относить себя к успешным людям; например среди молодежи к успешным людям себя относит 50% опрошенных, а среди пожилых – 31%; с другой стороны, среди молодых не считают себя успешными 34%, а среди пожилых – 54%; 
- с ростом уровня образования (от среднего к высшему) наблюдается и рост удельного вес тех, кто относит себя к успешным людям (с 28% до 53%) и снижение доли тех, кто не относит себя к успешным людям (с 58% до 36%); 
- чем выше самооценка материального достатка своих семей, тем, как правило, чаще опрошенные считают себя успешными людьми. 

Говоря о достижениях, из которых складывается их собственный жизненный успех, жители Украины чаще всего упоминали такой фактор, как дружная семья (60%). Заметно реже в числе мерила успешности упоминались надежные друзья (26%), крепкое здоровье (25%), возможность работать на себя (15%), занятие любимым делом (15%), хорошее образование (14%) и ряд иных позиций. 

Результаты анализа позволяют также заключить, что в той или иной степени частота упоминания респондентами отдельных достижений в качестве показателей их личного жизненного успеха зависит от возраста отвечавших, региона их проживания, самооценки ими своего материального достатка, а также от того, относят они или не относят себя к успешным людям. Стоит отметить, что иерархии жизненных достижений лиц, считающих себя успешными людьми, и не относящих себя к этой категории, образуют практически одни и те же позиции, расположенные практически в одной и той же последовательности. Разница между ними состоит в том, «успешные» респонденты существенно чаще упоминают об этих достижениях, чем «неуспешные». Например, дружная семья упоминается в ответах 77% «успешных» и в 49% ответов «неуспешных». Частота упоминания надежных друзей в каждой из этих групп составляет, соответственно, 32% и 21%, крепкого здоровья – 36% и 18%, занятия любимым делом – 23% и 11% и т.д. Иными словами, перечень жизненных достижений в этих группах примерно одинаков. Разница состоит в том, что «успешным» людям они достаются несколько чаще, чем тому, кто не относит себя к «успешным». 

Подробные результаты опроса в презентации ниже.

 

*Опрос проводился в период с 27 октября по 9 ноября 2017 года. Опрошено 1802 респондента в возрасте от 18 лет и старше. Выборка репрезентирует население Украины по полу, возрасту, типу поселения и региону проживания (за исключением неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей, АР Крым, и г. Севастополь). Метод опроса - личное формализованное интервью (face-to-face). Максимальная погрешность выборки не превышает 2,4%.

Маркетинговые исследования
все маркетинговые исследования