19 октября 2017

Гражданская самоидентификация населения Украины. Европейский контекст.

#

Несмотря на эру глобализации и стирания международных барьеров, одна из тенденций начала ХХI в. заключается в том, что «нация-государство» в сознании европейцев продолжает оставаться высшей степенью политической жизни. В то же время заметно усилилась региональная самоидентификация, в том числе ее сепаратистская разновидность – чему свидетельство, например, последние события в испанской Каталонии. 

В последние десятилетия в Европе развивался и другой процесс – конструирование европейской идентичности и ее соотношение с национально-государственной. В целом, выбирая между своей страной и Европой, большинство европейцев ставит на первое место национальный компонент, то есть считают себя, прежде всего, гражданами своего государства. Об этом свидетельствуют результаты опроса SPECIAL EUROBAROMETER 394 “Future of Europe” (2014), в ходе которого респондентам было предложено ответить на вопрос, кем они видят себя в ближайшем будущем: гражданами своего государства; гражданами своего государства и европейцами, европейцами и гражданами своего государства; только европейцами (См. http://ec.europa.eu/commfrontoffice/publicopinion/index.cfm/Survey/getSurveyDetail/yearFrom/1974/yearTo/2014/surveyKy/1070). 

С другой стороны национально-государственной самоидентификации приходится конкурировать с региональной и локальной. В Европе традиционно высок уровень развития регионального самосознания, особенно в полиэтнических странах с федеративным типом государственного строя. В сознании многих европейцев общенациональная идентичность сосуществует с региональным патриотизмом. Это также видно из результатов опроса STANDARD EUROBAROMETER 82 EUROPEAN CITIZENSHIP – AUTUMN 2014. Согласно его результатам, в Европе выделяется группа государств, граждане которых в большей мере отдают предпочтение локальной идентичности над национальной.  

Вопрос самоидентификации граждан и соотношения идентичностей также является чрезвычайно актуальным и для Украины, для ее государственного строительства. Ведь, с одной стороны, Украина имеет тяжелое наследство эксперимента с конструированием «советского народа», а с другой – идет по пути европейской интеграции. Эти процессы сопровождаются одновременным разрушением старых и поиском новой идентичности, призванной обеспечить эффективные интеграционные процессы в обществе и формирование современной украинской политической нации. 

И в этом отношении также важную роль играют социологические исследования. Впервые в Украине подобные опросы стал проводить Институт социологии НАН Украины, который с 1992 года в рамках проекта «Украинское общество. Социологический мониторинг» предлагает респондентам ответить на вопрос, кем они себя ощущают в первую очередь: гражданами Украины, жителями своего региона (области, группы областей), жителями своего населенного пункта, гражданами бывшего СССР, европейцами, жителями планеты Земля или представителями своей национальности. С 2012 года подобные опросы в рамках проекта Омнибус начала проводить компания Research & Branding Group.  

Более подробно о результатах данных исследований – в презентации ниже.
 

Маркетинговые исследования
все маркетинговые исследования