19 мая 2017

День радио

#

Рожденным в 80-90-х годах прошлого века, видимо, будет нелегко поверить в то, что еще каких-то лет 50 назад у населения нашей страны одним из наиболее популярных средств массовой информации было радио. Благодаря ему мы имели возможность не только оперативно получать информацию о событиях в стране и за рубежом, но и, благо-даря трансляции записей концертов, спектаклей, литературных произведений, выступлений и науки, культуры и политики, приобщаться к общественно-политической и культур-ной жизни страны. Словом, для значительной части населения Украины радио было тогда одним, пожалуй, основным (а для жителей населенных пунктов, удаленных от центра — единственным) окном в большой мир. 

Однако с развитием телевидения популярность радио начала снижаться. Еще заметнее аудитория слушателей традиционного радио стала снижаться в связи с появлением Интернета. Дело в том, что сегодня слушать радио можно не только с помощью обычного радиоприемника, MP3-плеера или мобильного телефона, но также и прямо на ПК или на ноутбуке — благодаря сервисам трансляции онлайн-радио. И если с помощью радиоприемника можно поймать лишь ту волну, которая транслируется в регионе, то через интернет можно слушать радио из любой точки земного шара. 

Несмотря на все эти перемены, в нашей стране радиослушатели все-таки остались. Как показывают результаты апрельского опроса компании Research & Branding Group*, в настоящее время аудитория радиослушателей (тех, кто так или иначе слушает радио) охватывает около половины взрослого населения Украины (52% всех опрошенных).
  При этом приверженность к прослушиваю радиопередач несколько различается у представителей различных групп населения. К примеру, у мужчин она встречается чаще, чем у женщин (соответственно, 57% против 47%). У работающего населения и учащейся молодежи — чаще, чем у незанятого населения (соответственно, 57% и 64% против 45%). Наконец, радиослушатели чаще встречаются среди жителей Центральной Украины (60%), а реже всего — на Юге и Востоке страны (45%).  

В настоящее время радиослушатели Украины довольно регулярно пользуются таким информационным каналом, как радио. По оценкам наших респондентов, около 70% из них слушает радио не реже 3-4 раз в неделю. В целом же по стране среднестатистический радиослушатель включает приемник примерно 19 раз в месяц, что почти совпадает со среднемесячным числом рабочих дней.
  В определенной мере регулярность прослушивания нашими соотечественниками тех или иных радиостанций зависит от ряда характеристик радиослушателей. Так, муж-чины несколько чаще включают радио, чем женщины (соответственно, 20 раз в месяц против 18 раз). В региональном плане регулярнее других слушают радио жители Юга Украины (22 раза в месяц).  

Примерно у каждого четвертого радиослушателя страны (у 25% численности всей аудитории) радиоприемник работает в фоновом режиме, будучи постоянно (или почти постоянно) включенным.
  Чаще всего такие радиослушатели встречаются среди лиц пенсионного возраста, а также среди незанятого населения (инвалидов, домохозяек, и т.п.). Но основная часть аудитории радиослушателей отдает предпочтение прослушиванию радиопередач в определенное время суток. Чаще всего они включают радиоприемники днем, а реже все-го — в ночное время. 

В большинстве случаев радиослушатели Украины предпочитают слушать радио у себя дома (58% всей аудитории). Заметно реже прослушивание радиопередач осуществляется ими непосредственно на работе или же по пути на работу и/ или с работы.
  В этой связи можно отметить, что просушивание радиопередач дома наиболее характерно для женщин и лиц пенсионного возраста, чем для мужчин и лиц трудоспособных возрастов. А вот прослушивание этих передач по пути на работу или с работы в большей степени присуще мужчинам и лицам в возрасте до 40 лет, чем женщинам и пожилым радиослушателям. 

В тематическом плане отечественных радиослушателей сегодня больше всего интересуют музыкальные программы радиостанций. Реже и примерно в равной степени они отдают предпочтение передачам с политической или информационной направленностью, а также программам о развлечениях и светской жизни. Ну, а на третьей позиции в этом иерархическом ряду находятся познавательные передачи. Любая другая тематика вызывает интерес не более, чем у одного из десяти отечественных радиослушателей.
  При этом некоторые тематические предпочтения украинских радиослушателей связаны с их полом и возрастом. Например, мужчины проявляют более высокий интерес, чем женщины, к радиопередачам о политике, событиях в мире и стране, об экономике, спорте и криминале. В свою очередь женщин чаще интересуют передачи познавательно-го характера, а также посвященные культурной жизни. В возрастном плане можно отметить, что что музыка вызывает наиболее высокий интерес у молодежи до 30 лет, спорт — у лиц в возрасте 30-39 лет, а политика, события в мире и экономика чаще всего интересуют наиболее пожилую часть отечественной аудитории радиослушателей. 

Итак, несмотря на все те изменения в средствах доставки информации, а также в информационных предпочтениях населения Украины, которые наблюдаются в последние годы, радио остается одним из важных каналов распространения информации. И хотя по уровню охвата аудитории этот канал уступает ряду иных информационных каналов (например, телевидению), у него на рынке СМИ сохраняются свои ниши, пока недоступные другим каналам: к примеру, только радио позволяет сегодня управлять автомобилем. Видимо, радио еще долго сможет удерживать свои позиции на медийном рынке. 


 *Опрос проводился в период с 22 апреля по 2 мая 2017 г. по общеукраинской выборке (за исключением неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей, АР Крым, и г. Севастополь). N=1801 человек. Ошибка выборки составила ±2,4% при уровне доверительной вероятности Р=0,95.

Маркетинговые исследования
все маркетинговые исследования