6 марта 2017

Источники информации в жизни украинцев

#

Сегодня одним из главных источников информации для большинства людей, и, как следствие, основным инструментом управления общественным мнением являются средства массовой информации или просто СМИ. Создаваемый СМИ эффект «непосредственного свидетеля» не только повышает авторитет информационного источника, но и расширяет его возможности влиять на свою аудиторию. Мы все чаще наблюдаем, что СМИ способны повлиять практически на все сферы нашей жизни: на нашу работу, на отдых, на политику, культуру, историю и т.д. 

В масштабах отдельной страны средства массовой информации становятся настолько влиятельными и значимыми, что создают единое информационное пространство, консолидирующее мысли, чувства, желания людей в единое общественное мнение. Социальная значимость СМИ сегодня еще более возрастает за счет активного проникновения в них достижений, прежде всего, из области информационных и цифровых технологий, позволяющих нам, например, через Интернет стать как бы непосредственными участниками событий, происходящих не только на соседней улице, но и на другой стороне планеты. 

Как показывают результаты соцопроса, проведенного компанией Research & Branding Group в феврале 2017 г.*, сегодня наиболее популярными среди украинцев СМИ являются телевидение и Интернет. Причем пока что телевидение примерно вдвое обходит Интернет по частоте упоминания в качестве используемого источника для получения информации. Все остальные СМИ безнадежно отстают от лидеров по рассматриваемому показателю.
  Стоит также отметить, что предпочтения, которые украинцы отдают отдельным СМИ в определенной мере связаны с возрастом, уровнем образования и сектором занятости, к которому относятся наши сограждане. Так, наиболее высокий уровень предпочитающих телевидение наблюдается среди лиц пенсионного возраста, а самый низкий — среди молодежи в возрасте до 30 лет. Что касается такого информационного источника, как Интернет, то он, напротив, чаще всего используется молодежью, а реже всего — пожилыми людьми. Лица с наиболее высоким уровнем образования (высшее и незаконченное высшее) заметно реже, в сравнении с имеющими более низкий образовательный статус, используют в качестве информационного канала телевидение, но заметно чаще используют для этого Интернет. 

Особое место в жизни нашего общества сегодня занимает политическая информация. Анализ полученных нами ответов позволяет констатировать, что в настоящее время жители Украины используют около полутора десятков различных источников информации о политических событиях. Среди них доминирующее положение по частоте упоминания занимают центральные ТВ каналы Украины. С существенным отрывом за ними следуют такие информационные источники, как украинские Интернет-СМИ, а также родственники и знакомые. Третью позицию в этой иерархии делят между собой социальные сети, разговоры и слухи, а также местные телеканалы.
  Предпочтения тех или иных каналов получения политической информации у наших сограждан заметно варьируют в зависимости от их возраста, места проживания и региона. В частности, лица пенсионного возраста выделяются из общей массы тем, что чаще других групп населения упоминают такие источники, как центральные ТВ каналы Украины, местную прессу и местное радио. 

Очень важно характеристикой, по которой можно судить об эффективности влияния того или иного канала политической информации на общественное сознание, является уровень доверия к нему со стороны его аудитории потребителей данной информации. В этой связи хотелось бы отметить, что на сегодняшний день около 70% взрослого населения Украины склонно в принципе доверять тем или иным источникам политической информации.
  Наиболее высокий уровень доверия наши соотечественники сегодня испытывают к такому поставщику политической информации, как центральные ТВ каналы страны. Уровень доверия украинцев к СМИ в определенной мере связан с такими социальными характеристиками аудитории потребителей, как возраст, место и регион проживания. Например, пожилая часть наших сограждан значимо чаще доверяет центральным ТВ каналам, чем лица в возрасте до 40 лет. А те, в свою очередь, значимо чаще доверяют украинским интернет-СМИ и социальным сетям. Или такой факт: жители областных центров значимо реже, чем жители обычных городов и сел, доверяют центральным ТВ каналам страны. А вот отечественным Интернет-СМИ городские жители доверяют чаще, чем жители сел. 

Рассмотренные выше данные убедительно говорят о том, что на отечественном рынке сегодня существует два наиболее мощных поставщика информационных услуг: телевидение и Интернет. При этом ведущая роль на нем принадлежит телевидению. Это соотношение своего «веса» данные источники сохраняют и как поставщики новостной информации. К примеру, в настоящее время примерно 9 из 10 взрослых граждан Украины более или менее регулярно получают новости посредством телевидения, а около половины — через Интернет.
  *Опрос проводился в период 1-10 февраля 2017 г. по общеукраинской выборке (за исключением неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей, АР Крым, и г. Севастополь). N=1800 человек. Ошибка выборки составила ±2,4% при уровне доверительной вероятности Р=0,95.

Маркетинговые исследования
все маркетинговые исследования