28 февраля 2017

«Говорит и показывает»: телевизионное вещание в Украине

#

Одним из неотъемлемых атрибутов современной жизни, без которого нам даже сложно ее себе представить, является телевидение. Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. В значительной мере эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации. Телевидение является главным изобретением, сделанным в 20 веке. С каждым днем оно оказывает все большее и большее воздействие на умы и чувства людей, формируя их взгляды на жизнь, пристрастия, вкусы, настроения, поведение. В настоящее время нет ни одного государства, не охваченного телевещанием. В 1996 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 21 ноября Всемирным днем телевидения. 

С 1884 года, когда была создана первая работающая телевизионная система, и до наших дней телевещание прошло огромный путь, став регулярным в 1934 году в Германии, затем превратившись из черно-белого в цветное в 50-х годах ХХ века и, наконец, превратившись из аналогового в цифровое и проникнув в Интернет. 

На сегодняшний день, в зависимости от использованного принципа передачи сигнала, телевидение может быть эфирным (наземным), кабельным, спутниковым или интернет-телевидением. Первые три разновидности пригодны как для аналогового, так и для цифрового вещания. В действительности двух видов  – аналоговое и цифровое – бывает эфирное и кабельное телевидение. В связи с однозначным преимуществом, цифровой формат набирает все большую популярность. В случае со спутниковым телевидением, «цифра» полностью вытеснила аналоговое вещание. 

В той или иной мере в настоящее время жителям Украины доступны все существующие форматы приема телесигнала. Как показывают результаты соцопроса, проведенного компанией Research & Branding Group в феврале 2017 г.*, наиболее распространенными в нашей стране являются кабельное и аналоговое эфирное телевидение – ими пользуются соответственно 31% и 30% украинцев. Далее следуют спутниковое телевидение (22%) и цифровое эфирное телевидение DVB-T2. Разными видами интернет-телевидения в общей сложности пользуются лишь 3% украинцев.
  Предпочтение того или иного вида приема телесигнала зависит от региона проживания. Так, кабельное телевидение в большей мере распространено на Востоке Украины (46% на Востоке против 24-29% в остальных макрорегионах). Аналоговое эфирное телевидение в восточных областях имеет меньшую аудиторию, чем в других регионах страны (19% на Востоке против 31-35% в остальных макрорегионах). Спутниковому телевидению отдают предпочтение по 30% жителей Запада и Юга страны, 19% жителей Центра и 11% жителей Востока Украины. Цифровое эфирное телевидение DVB-T2 наиболее распространено в центральном регионе (20% в Центре, против 7-12% в остальных макрорегионах).
  Предпочтение того или иного вида приема телесигнала в значительной мере определяется типом населенного пункта. Так, кабельное телевидение распространено в городах (50% в областных центрах и 34% в остальных городах), но практически отсутствует в селах (8%). В сельской местности наиболее популярным является аналоговое эфирное телевидение (44% в селах против 20-26% в городах). Также в селах больше всего пользователей спутникового телевидения (35% в селах против 20% в малых и средних городах и 12% в областных центрах). Цифровое эфирное телевидение DVB-T2 имеет примерно одинаково распространено во всех типах населенных пунктов Украины.
  Возвращаясь к вопросу о преимуществах тех или иных видов телевещания, выделяются два основных критерия: качество вещания и число доступных каналов. Как показывают результаты нашего опроса, в целом более двух третей телезрителей (68%) удовлетворены полностью, а еще 21% частично качеством вещания и, соответственно, количеством доступных телеканалов удовлетворены полностью 62% опрошенных, а 20% – частично. 

В то же время следует отметить, что среди абонентов аналогового эфирного телевидения меньше тех, кто полностью удовлетворен как качеством сигнала (63% против 72-76% абонентов других видов телевещания), так и количеством доступных телеканалов (53% против 72-73% пользователей кабельного и 61% цифрового эфирного телевидения). 


*Опрос проводился в период 1-10 февраля 2017 г. по общеукраинской выборке (за исключением неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей, АР Крым, и г. Севастополь). N=1800 человек. Ошибка выборки составила ±2,4% при уровне доверительной вероятности Р=0,95.

Маркетинговые исследования
все маркетинговые исследования