13 февраля 2017

День святого Валентина в Украине (2008 – 2017 гг.)

#

Среди многих праздников в Украине есть один, который не является ни государственным, ни ни церковным, официальным, ни профессиональным, но, тем не менее, снискавший немалую популярность. Это – День святого Валентина – не государственный и даже не церковный праздник, подготовка к которому сравнима с подготовкой к Новому году или 8 марта. 

В 90-х годах прошлого века, после краха коммунистического режима и распада СССР в новых независимых государствах этот праздник стал весьма популярен, прежде всего, среди молодежи. Сейчас представители того поколения украинцев уже стали «тридцатилетними» и «сорокалетними». Сохранили ли они традицию отмечать День святого Валентина спустя годы? 

Как показывают результаты соцопроса, проведенного компанией Research & Branding Group в феврале 2017 г.*, в настоящее время более трети украинцев (38%) отмечают День святого Валентина, тогда как чуть менее двух третей (58%) не отмечают этот праздник. Следует отметить, что в сравнении с результатами аналогичного опроса, проведенного в 2008 году, ситуация изменилась зеркально: в 2008 г. отмечали День святого Валентина 58% украинцев, тогда как не отмечали – 38%.
  Несмотря на снижение числа празднующих у Дня святого Валентина остались все те же поклонники. Прежде всего – это молодежь до 30 лет (72% в 2017 г. и 86% в 2008 г.) и «тридцатилетние» (60% в 2017 г. и 78% в 2008 г.). А вот в других возрастных категориях число отмечающих День святого Валентина с 2008 по 2017 год уменьшилось намного больше: среди «сорокалетних» с 61% до 38%, среди «пятидесятилетних» с 44% до 20% и среди тех, кому «за 60-т» с 30% до 10%. 

Если говорить о пристрастиях мужчин и женщин, то следует отметить, что хоть их и стало меньше, но соотношение приверженцев этого праздника у представителей обоих полов практически не изменилось: в Украине отмечают День святого Валентина 40% мужчин и 37% женщин (в 2008 году их было соответственно 59% и 58%). 

Несмотря на сокращение числа отмечающих День святого Валентина, для бизнеса любого калибра в эти дни выручка возрастает в разы. Традиция дарить в этот день подарки крепла с каждым годом и для некоторых стала достаточно успешным бизнесом. 

Неизменно наиболее популярными подарками на День святого Валентина в нашей стране остаются сладости, конфеты и торты (12% собираются их подарить своим возлюбленным, а 8% – ожидают получить в подарок); духи, косметика, парфюмерия (по 7 % собираются и ожидают в подарок); цветы (6% собираются подарить, 4% – ожидают в подарок); сувениры – авторучки блокноты, портмоне и т.п. – (по 5 % собираются подарить, и ожидают в подарок), а также близкие к сувенирам аксессуары – шарфы, перчатки и т.п. – (по 2% собираются подарить и ожидают в подарок).  

Впрочем, нельзя оставить без внимания и тот печальный факт, что в День святого Валентина в этом году каждому пятому жителю Украины подарки некому дарить (20%) или не от кого их получать (18%). При этом в 2008 и 2016 гг. число первых составляло 7-8%, а вторых 6-11%.
  Возвращаясь к подаркам, следует отметить, что различные сладости в качестве планируемого кому-то подарка в равной мере популярны и у мужчин (13%), и у женщин (11%). Также примерно одинаково популярны в качестве предполагаемого подарка духи косметика и парфюмерия (собираются дарить по 7% мужчин и женщин), а также сувениры, авторучки, блокноты, портмоне (собираются дарить 6% женщин и 4% мужчин). Иная ситуация с цветами – традиционно это подарок мужчин женщинам (собираются подарить 11% мужчин и только 1% женщин).
  Что касается ожидаемого подарка, то следует отметить, что украинские мужчины, как правило, ожидают получить в подарок сувениры, авторучки, блокноты портмоне (7%) или различные сладости (6%). Тогда как украинки ожидают в подарок сладости (9%) и косметику (9%), а также, естественно – цветы (6%), популярность которых в качестве подарка средия женщин с 2008 г. уменьшилась вдвое (в 2008 и 2016 гг. цветы в качестве подарка ожидали получить 13% женщин). 


*Опрос проводился в период 1-10 февраля 2017 г. по общеукраинской выборке. N=1800 человек. Ошибка выборки составила ±2,4% при уровне доверительной вероятности Р=0,95.

Маркетинговые исследования
все маркетинговые исследования