25 января 2017

Гражданская самоидентификация жителей Украины (2012 – 2016 гг.)

#

В последние десятилетия все большую популярность набирает такое понятие как «идентичность». К нему апеллируют представители самых разных сфер: масс-медиа, политики, ученые, в частности социологи. В научной среде этот термин стал популярен во второй половине ХХ века. Со временем понятие «идентичность» вышло за рамки науки и вошло в повседневность. 

В целом «идентичность» определяется, как свойство психики человека в концентрированном виде выражать то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, экономическим, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств. Даже это общее определение подразумевает множество разных видов идентичностей. 

Для гражданской идентичности среднестатистического человека характерна, помимо всего прочего, разделенная лояльность – множественность форм самоидентификации. Сложилась целая иерархия общностей, к которым люди себя причисляют в первую очередь: житель своего города или селения, своей провинции, страны в целом; нередко житель того межгосударственного объединения, в которое входит страна, где живет человек. 

Например, порядка 60% граждан Великобритании считают себя «только англичанами», а еще 33% – «англичанами и европейцами». Это один из наивысших показателей национально-государственной самоидентификации среди стран ЕС, тогда как для немцев самоидентификация с конкретной землей или городом значит больше, чем со всей немецкой нацией (см. Хенкин С.М. Мозаика самоидентификации европейцев: как выстраиваются приоритеты // http://www.perspektivy.info/rus/ekob/mozaika_samoidentifikacii_jevropejcev_kak_vystraivajutsa_prioritety_2014-09-15.htm). 

В Украине вопрос национально-государственной идентичности вышел на первый план после провозглашения независимости и актуализировался по мере становления украинской политической нации. Так что же важнее для украинцев – быть жителями города, села, района или области, или быть гражданами своей страны, или быть европейцами? Как показывают результаты соцопроса, проведенного компанией Research & Branding Group в декабре 2016 г., у более половины жителей страны (52%) преобладает национально государственная идентичность – ощущение себя в первую как украинцев / граждан Украины. Второй по значимости стала локальная идентичность – отождествление себя прежде всего со своей малой родиной (городом, селом, районом) – именно так прежде всего себя ощущает каждый третий житель страны (30%). С большим отрывом замыкает тройку наиболее распространенных самоидентификаций региональная идентичность – ощущение себя жителем своего региона (области или группы областей) – так себя ощущает 7% жителей Украины. Такое же число опрошенных в сумме отдало предпочтение другим видам самоидентификации: 3% советско-постсоветской, 2% европейской и 2% космополитической (гражданин мира). 

За последние почти пять лет самоидентификация жителей Украины претерпела ряд изменений. Так, если в марте-сентябре в первую очередь гражданами Украины себя считали около половины респондентов (48-49%), то после Революции достоинства, в 2014-2015 гг. уровень национально-государственной самоидентификации достиг максимума и составил 60-63%. Локальная идентичность в марте 2014 г. достигла своего минимума (17%). Хотя в целом число граждан, ощущавших себя в первую очередь жителями своих населенных пунктов вплоть до декабря 2016 г. колебалось в пределах 22-27%. Достаточно стабильным на протяжении 2012-2014 гг. был уровень региональной самоидентификации (5-9%). А вот число считающих себя гражданами СССР / СНГ неуклонно сокращалось с 9-10% в 2012 г. до 2-5% в 2016 г.
  Самоидентификация жителей Украины имеет ряд социально-демографических особенностей. Прежде всего, они обусловлены регионом и местностью проживания респондентов. Так, более высокий уровень национально-государственной самоидентификации отмечается в Центре (59%) и на Западе (54%) Украины, тогда как на Юге и Востоке он несколько ниже (43-44%). Для южных областей больше, чем для других регионов характерна локальная идентичность жителей (44% против 26% в Центре и на Востоке, а также 30% на Западе). Для восточного региона в большей мере, чем для других актуальна региональная идентичность жителей (13% против 4-8% в остальных регионах). Также на Юге и Востоке больше, чем на Западе и в Центре людей с постсоветской идентичностью (4-6% против 1%). 

Различия самоидентификации в зависимости от местности проживания минимальны. Собственно говоря, в данном случае следует отметить некоторые отличия жителей областных центров. Если в определении себя в первую очередь как граждан Украины жители всех типов населенных пунктов солидарны (51-53%), то локальная идентичность для жителей областных центров чуть менее характерна (27% против 31-32% в остальных населенных пунктах), а региональная наоборот – чуть более актуальна (9% против 6-7% в остальных населенных пунктах).  

Также минимальными являются возрастные различия в самоидентификации жителей Украины. В данном контексте среди возрастных групп выделяются представители самой старшей – «кому за 60-т». Так, если во всех возрастных группах до 60 лет в первую очередь гражданами Украины себя ощущают 52-55% опрошенных, то среди тех «кому за 60-т» таких 46%. Локальная и региональная идентичности также в зависимости от возрастной категории различаются не существенно и, соответственно, варьируются в пределах 28-32% и 5-9%. Постсоветская идентичность снижается с 6% тех «кому за 60-т» до 2-3% «сорокалетних» и «пятидесятилетних», а у молодежи и «тридцатилетних» она вообще отсутствует. 

*Опрос проводился в период 10-20 декабря 2016 г. по общеукраинской выборке. N=1803 человека. Ошибка выборки составила ±2,4% при уровне доверительной вероятности Р=0,95.

Маркетинговые исследования
все маркетинговые исследования