• 1янв
  • 2фев
  • 3мар
  • 4апр
  • 5май
  • 6июн
  • 7июл
  • 8авг
  • 9сен
  • 10окт
  • 11ноя
  • 12дек
30 октября 2017

Гражданская самоидентификация населения Украины. Европейский контекст.

#

Для гражданской идентичности среднестатистического человека характерна, кроме прочего, разделенная лояльность – множественность форм самоидентификации. В частности, сложилась целая иерархия сообществ (народов), к которым люди себя относят: народ своего города или селения (локальная самоидентификация), своей провинции / региона (региональная самоидентификация), страны в целом (национально-государственная самоидентификация); народ того межгосударственного объединения, в который входит страна (наднациональная самоидентификация). Впрочем, тенденция начала ХХI в. заключается в том, что «нация-государство» в сознании европейцев продолжает оставаться высшей степенью политической жизни. В то же время заметно усилилась региональная самоидентификация, в том числе ее сепаратистская разновидность – например, последние события в испанской Каталонии. 

В последние десятилетия в Европе развивался и другой процесс – конструирование европейской идентичности и ее соотношение с национально-государственной. В целом, выбирая между своей страной и Европой, большинство европейцев ставит на первое место национальный компонент, то есть считают себя, прежде всего, гражданами своего государства. Об этом свидетельствуют результаты соответствующего опроса SPECIAL EUROBAROMETER 394 “Future of Europe” (2014), в ходе которого респондентам было предложено ответить на вопрос, кем они видят себя в ближайшем будущем: гражданами своего государства; гражданами своего государства и европейцами, европейцами и гражданами своего государства; только европейцами. Например, около 61% граждан Великобритании считают себя «только англичанами», а еще 32% – «англичанами и европейцами». Высоки эти показатели в Ирландии (соответственно видят себя «ирландцами» 65% и 25% – «ирландцами и европейцами»). Относительно наивысший уровень европейской самоидентификации в Люксембурге – 15% считают себя «только европейцами» а еще 14% – «европейцами и люксембуржцами». В среднем же по ЕС 38% опрошенных видят себя только гражданами своего государства, а еще 49% – представителями своего государства и европейцами. (См. http://ec.europa.eu/commfrontoffice/publicopinion/index.cfm/Survey/getSurveyDetail/yearFrom/1974/yearTo/2014/surveyKy/1070). 

С другой стороны национально-государственной самоидентификации приходится конкурировать с региональной и локальной. В Европе традиционно высок уровень развития регионального самосознания, особенно в полиэтнических странах с федеративным типом государственного строя. В сознании многих европейцев общенациональная идентичность сосуществует с региональным патриотизмом. Это также видно из результатов опроса STANDARD EUROBAROMETER 82 EUROPEAN CITIZENSHIP – AUTUMN 2014. Согласно его результатам, в Европе выделяется группа государств, граждане которых в большей мере отдают предпочтение локальной идентичности над национальной. Например, доля испанцев, которые в наибольшей степени чувствуют общность со своей страной, составляет 83%, а с городом, селом, соответственно, 92%. В наибольшей степени привязаны к своей стране чем к городу, селу датчане (98% против соответственно 81%). Почти поровну или поровну распределяются эти показатели среди португальцев (по 97% в обоих случаях), болгар (по 96% в обоих случаях).  

Национальная самоидентификация, как и прежде, цементирует европейские страны. Преданность нации – государству определяется тремя основными моментами: ощущением того, что нынешнее поколение продолжает дело предыдущих поколений, общей памятью о коллективной истории страны, а также чувством общей судьбы. Исторический опыт показывает, что эти элементы объединяют нации и позволяют им выдерживать тяжелые испытания. (см. Хенкин С.М. Мозаика самоидентификации європейців: как выстраиваются приоритеты. Таким образом, в ряду пространственных общностей самоидентификация европейцев осуществляется на трех основных уровнях – национально-государственном, наднациональном и локальном // http://www.perspektivy.info/rus/ekob/mozaika samoidentifikacii jevropejcev kak vystraivajutsa prioritety 2014-09-15.htm). 

Исторически Украина является многонациональным государством, с достаточно разнообразными регионами в целом и регионами компактного проживания национальных меньшинств и коренных народов. Кроме того, длительный период времени территория современной Украины была разделена между империями с очень разной политической культурой и традициями, а в нынешних международно-признанных границах Украина существует относительно недолго. Поэтому для Украины, для государственного строительства, вопрос самоидентификации граждан и соотношения идентичностей является чрезвычайно актуальным, ведь с одной стороны Украина получила тяжелое наследство эксперимента с конструированием «советского народа», а из другого – идет по пути европейской интеграции и эти процессы сопровождаются одновременным разрушением старых и поиском новой идентичности, призванной обеспечить эффективные интеграционные процессы в обществе и формирование современной украинской политической нации.  

И в этом отношении также важную роль играют социологические исследования. Впервые в Украине подобные опросы стал проводить Институт социологии НАН Украины, который с 1992 года в рамках проекта «Украинское общество. Социологический мониторинг» предлагает респондентам ответить на вопрос, кем они себя ощущают в первую очередь: гражданами Украины, жителями своего региона (области, группы областей), жителями своего населенного пункта, гражданами бывшего СССР, европейцами, жителями планеты Земля или представителями своей национальности. С 2012 года подобные опросы в рамках проекта Омнибус начала проводить компания Research & Branding Group.
Как показывают результаты опросов, проведенных ИС НАН Украины преобладающими идентичностями жителей нашей страны являются национально-гражданская (считают себя прежде всего гражданами Украины) а также с существенным отставанием – локальная (считают себя жителями своего населенного пункта). До 2008 года третьей по значимости была постсоветская идентичность (считают себя гражданином бывшего СССР), а с ней сначала сравнялась (в 2005-2012 гг.), а затем укрепилась на третьей позиции региональная идентичность (считают себя жителями своего региона). 

Также следует отметить, что в идентификация себя как прежде всего граждан Украины выделяются три периода: первый 1992-2004 гг., когда в первую очередь гражданами Украины себя ощущали менее половины респондентов; второй 2005-2013 гг., когда доля таковых составляла почти половину или более респондентов и третий с 2014 г., когда прежде всего гражданами Украины себя считали около 60% и более опрошенных.
С результатами опросов, проведенных ИС НАН Украины в целом коррелируют данные полученные в результате опросов, проведенных в 2012-2017 гг. компанией Research & Branding Group. Как показывают результаты опроса, проведенного компанией Research & Branding Group в августе 2017 г., самоидентификация жителей Украины имеет ряд социально-демографических особенностей. Прежде всего, они обусловлены регионом проживания респондентов. Так, более высокий уровень национально-государственной самоидентификации отмечается на Западе (64%) и в Центре (57%) Украины, тогда как на Юге и Востоке он несколько ниже (соответственно 47% и 42%%). Для южных и восточных областей сравнительно в большей мере, чем для Центра и Запада характерны локальная, региональная (13% на Юге) и особенно постсоветская (10% на Востоке) идентичности жителей. Это во многом обусловлено историческим, в частности культурным наследием. Большая часть жителей Юга и особенно Востока Украины традиционно идентифицировали себя с русской и советской культурой. Так, согласно с результатами опроса, проведенного компанией Research & Branding Group в январе 2007 г. представителями русской культурной традиции себя считали 29% жителей восточных и 25% жителей южных областей, а представителями советской культурной традиции – 23% жителей южных и 40% жителей восточных областей Украины (при этом респонденты могли выбрать два варианта ответов). 

Спустя 8 лет, в 2015 г., ИС НАН Украины предложил респондентам выбрать один вариант ответа на вопрос, к какой культуре они себя относят – украинской, русской или другой. В результате подавляющее большинство опрошенных на Западе (96%), в Центре (91%) отнесли себя к украинской культуре. Также к украинской культуре отнесли себя подавляющее большинство жителей Востока (кроме Донбасса) и Юга Украины – соответственно 82% и 74%. При этом в данных регионах заметна доля респондентов, отнесших себя к русской культуре – 12% на Востоке и 17% на Юге. Отдельно следует выделить подконтрольную часть Донбасса, где представителем украинской культуры себя считает каждый второй (49%), а русской – каждый третий (29%) опрошенный. 

Таким образом, общий вектор культурно-цивилизационных отличий национально гражданской самоидентификации жителей разных регионов Украины в порядке убывания направлен с запада на восток. Преобладающими идентичностями населения Украины являются национально-государственная и локальная. 

Более подробно о результатах данных исследований – в презентации ниже.

Маркетинговые исследования
все маркетинговые исследования