Обзор рынка круп в Украине

Каши из различных злаков составляли основу рациона украинцев с незапамятных времен. Традиционно в Украине сеяли рожь, пшеницу, гречиху, просо, ячмень и овес, которые затем перемалывались в муку, на основе которой готовились кашеобразные блюда. С тех пор в пищевом рационе украинцев много чего изменилось, однако каши по-прежнему занимают в нем достойное место. Диетологи уверяют, что каши являются лучшей едой для завтрака и в целом должны присутствовать в рационе человека, который стремится следить за своим здоровьем. Отечественные производители готовы в полной мере удовлетворить потребности украинцев в здоровом питании: на рынке представлен широкий диапазон крупяной продукции, которая включает как крупы в чистом виде, быстрозавариваемые каши, хлопья, смешанные крупы, так и крупы с различными добавками.
Основные характеристики рынка круп в Украине 
Влияние мирового зернового рынка: Украина интегрирована в мировое торговое пространство, и все изменения, которые происходят на мировом рынке, имеют непосредственное влияние на рынок круп в Украине.
Слабое развитие аграрного сектора в целом и зернового рынка в частности: В Украине, по оценкам экспертов, аграрный сектор работает на 40-50% своей мощности. Рынок круп, как продуктов переработки зерновых, не является развитым в Украине.
Высокая зависимость от объема урожая: как и в других аграрных отраслях, зерновой рынок напрямую зависит от погодных условий. Однако Украине присуща и другая специфическая проблема: сложности вызывают как недостаток урожая, так и его переизбыток.
Социальная значимость рынка и государственное регулирование: государство имеет тотальный контроль над ценовой политикой зерноперерабатывающей отрасли. В январе 2011 года КМУ утвердил перечень объектов государственного ценового регулирования, в который вошли гречка, овес, просо, горох. Согласно приказам Минагрополитики Украины от 10.02.2011 №17 определены минимальные и максимальные интервенционные цены на крупяные культуры. Ранее правительство не вмешивалось в регулирование рынка круп, поэтому отсутствовали даже базовые нормативные документы.
Потребительские нормы, установленные КМУ на крупы, не соответствуют реальному потреблению: официальная потребительская корзина включает примерно 8 кг круп на душу населения в год. Однако за последние 5 лет такого потребления круп не было — происходит естественный переход в питании на другие продукты-субституты.
Низкий уровень экспорта украинской продукции: несмотря на то, что производство зерновых в Украине превышает их внутреннее потребление, Украина мало импортирует своей продукции. Связано это, частично, с тем, что импортные крупы дешевле украинских. В 2011 Украина экспортировала 30,5 тыс. тонн крупы. В основном Украина поставляет крупы в Россию. Доля России в поставках всех видов круп в Украину в 2010 году составила 64%. В Россию Украина экспортировала 43% круп. Экспорт круп начал расти в конце 2008 г., когда в результате девальвации гривны украинская продукция стала дешевой на мировых рынках.
Темпы роста рынка: в период 2003 по 2010 гг. объем производства круп вырос на 11,9% – с 294 до 329 тыс. тонн.
Регионы-лидеры по производству круп: Донецкая, Днепропетровская, Харьковская, Киевская и Винницкая области, которые в совокупности производят более трети всего объема.
Регионы-лидеры по сбору зерновых: Одесская, Полтавская, Днепропетровская и Кировоградская области.
Ситуация на рынке основных видов круп 
Ситуацию на рынке крупяной продукции в Украине сложно назвать стабильной и прогнозируемой. Слишком большое количество факторов влияют как на темпы развития, так и на дальнейшие перспективы рынка. Причем речь идет не только о таких переменных, как объем урожая и потребительский спрос, но и о сугубо политических факторах — государственной политике в аграрной сфере. В связи с тем, что крупяной рынок является социально значимым, отрасль в наибольшей мере подвержена государственному регулированию. Кроме того, в последнее время все чаще наблюдается проблема качества зерновой продукции, которая влияет, с одной стороны, на внутреннее потребление, вынуждая отечественных игроков искать нужную продукцию за пределами страны, и, с другой, на объемы экспорта украинской продукции. Более того, украинская продукция очень часто не может быть конкурентоспособной и по цене – импортные крупы дешевле украинских. В результате аграрная держава оказывается перед лицом непростой проблемы: в случае урожая — переизбыток продукции не слишком высокого качества, которая не котируется на мировых рынках, и не может быть реализована в пределах страны в виду пониженного спроса, а в случае недостаточного урожая – рост импорта и существенные потери у отечественных поставщиков.
Основные тенденции потребления круп в Украине 
Согласно результатам исследования, проведенного компанией Research & Branding Group в апреле 2012 года, почти половина украинцев (49,6%) покупают крупы и макаронные изделия с частотой 1-2 раза в месяц. Более частая покупка фасованных изделий характерна для людей со средним уровнем дохода, которые покупают крупы с частотой 1 раз в неделю и 1-2 раза в неделю (21,6% и 27,9% соответственно), а самая высокая – 2-3 раза в неделю и чаще – для больших семей и жителей ПГТ и Юго-Восточных областей Украины. Жители центральных регионов чаще жителей юго-восточных областей делают такие покупки 1-2 раза в месяц. Киевляне в подавляющем большинстве покупают крупы 1-2 раза в месяц (87,1%).
Назад