Жизненные ориентиры украинцев: сравнение мнений мужчин и женщин

Украинские женщины красивы, умны и многогранны. Они с легкостью овладевают новыми профессиями, сохраняют традиции и оберегают настоящее. В украинской культуре довольно часто встречается женский образ Берегини – богини добра и защиты. Однозначно, ключевые характеристики образа под влиянием разнообразных культурных факторов прошли некоторый апгрейд. Но при этом женщина-добрая защитница – довольно популярный образ среди украинцев. Такая теория находит свое подтверждение и в бизнесе, и в семье, и в политике.

Итак, современная украинская женщина – кто она? Хранительница домашнего очага, успешный профессионал, защитница или вдохновительница? Для того, чтобы составить актуальный образ представительницы прекрасной половины нашего общества, компания Research & Branding Group провела ряд исследований, в рамках которых поинтересовалась как у женщин, так и у мужчин об их жизненных ориентирах, взглядах и социальных нюансах. Этой публикацией мы начинаем серию материалов об украинских женщинах, их положении в современном обществе, приоритетах, качествах и пр.

Наше знакомство с современной украинской женщиной мы начнем с того, что познакомимся с жизненными ценностями современных украинцев. Дело в том, что жизненные ценности представляют собой взгляды и убеждения, которых человек придерживается при совершении своих поступков. Опираясь на собственные жизненные ценности, человек принимает решение о том, что для него приемлемо, а что нет. По этой причине знакомство с жизненными ценностями как украинских женщин, так и мужчин может дать нам общее понимание того, на какие ориентиры нацелена жизнь наших современниц, к чему они готовы стремиться, а что отвергают, а также, что важно для сильной половины украинцев.

Исходя из результатов наших исследований, можно констатировать, что в настоящее время украинские женщины чаще всего ориентируются на ценности семейного и личностного характера: наличие крепкой семьи (79%), стремление быть здоровым человеком (60%), а также желание любить и быть любимой(ым) (48%). К числу наиболее часто упоминаемых ценностей примыкает также нацеленность украинских женщин на то, чтобы быть материально обеспеченными (46%).

Следующий блок образован жизненными ценностями, частоту упоминания которых, условно говоря, можно было бы охарактеризовать как среднюю. К ним относятся желание иметь детей (37%), чувствовать себя в безопасности (32%) и иметь интересную работу (29%).

Заметно реже украинские женщины склонны сегодня ориентироваться на ценности социального плана (например, жить в великой державе (16%), делать что-то полезное для других (14%)), а также духовного развития (например, быть культурным человеком (15%), чувствовать востребованность своих знаний и умений (10%)).

Особенно следует отметить, что в настоящее время украинские женщины сравнительно редко нацелены на то, чтобы иметь собственное дело (7%), достичь высокого положения в обществе (6%) или реализовать себя в политике (2%) — т.е. на все то, что позволяет женщине радикально изменить свой социальный статус. На основании приведенной выше иерархии их жизненных ценностей можно заключить, что на сегодняшний день амбиции украинских женщин достаточно хорошо соответствуют традиционным представлениям о социальной роли женщин.

Нужно сказать и о том, что ценностные ориентации украинских женщин довольно хорошо согласуются с ценностными ориентациями украинских мужчин, о чем свидетельствуют сходные значения ранговых позиций, которые одни и те же ценности получили в мужской и женской аудитории. Различия в частоте упоминания тех или иных ценностей этими группами респондентов сводятся к следующему. Женщины значимо чаще мужчин выбирали такие жизненные ценности, как иметь крепкую семью (79% против 73%), любить и быть любимой (48% против 34%), а также иметь детей (37% против 26%). В свою очередь мужчины значимо чаще женщин заявляли о своем желании иметь интересную работу (38% против 29%), жить в мощной державе (19% против 16%), иметь собственное дело (14% против 7%) и достичь высокого положения в обществе (10% против 6%).

В определенной мере ценностные ориентации женщин варьируют в зависимости от возраста их носителей. Так, с увеличением возраста респондентов-женщин наблюдалось некоторое снижение частоты упоминания таких ценностей, как стремление любить и быть любимой, иметь интересную работу, хорошее образование, собственное дело, а также желание достичь высокого положения в обществе. И напротив, представители старших возрастных групп чаще говорили о значимости для них таких ценностей, как здоровье, чувство личной безопасности и жизнь в мощной державе.

Еще одним фактором, влияющим на вариации ценностных представлений украинских женщин, является регион их проживания. Например, из общей массы опрошенных женщин жительницы Западного региона выделялись наиболее высокой частотой упоминания о стремлении иметь детей, жительницы Центра и Юга — желанием чувствовать себя в безопасности и жить в мощной державе, а жительницы Восточного региона чаще других выражали желание иметь хорошую работу и достичь высокого положения в обществе.

*Опрос проводился в период с 4 по 13 июля 2018 года. Опрошено 1801 респондент в возрасте от 18 лет и старше. Выборка репрезентирует население Украины по полу, возрасту, типу населенного пункта и региону проживания (за исключением неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей, АР Крым, и г. Севастополь). Метод опроса – личное формализованное интервью (face-to-face). Максимальная погрешность выборки не превышает +/- 2,4%.

Назад