Воцерковленность православных в Украине

Выше мы уже отмечали, что усиление роли религии в современном украинском обществе привело к росту религиозности населения страны. Сегодня большинство украинцев считает себя верующими людьми. Значительная часть этих верующих отправляет религиозные обряды (особенно крещения, венчания и похоронно-поминальные обряды), посещает храмы, отмечает церковно-религиозные праздники, использует религиозные символы и предметы в быту и одежде. Среди православных распространено ношение нательных крестиков. Однако, наряду с увеличением числа убеждённых верующих, в целом по Украине, том числе и среди православных, сохраняется внешняя религиозность, увлечение мистикой, теософией, оккультизмом. Нередко религиозная самоидентификация человека мало согласуется с его религиозным поведением. Вот некоторые из полученных нами данных, которые характеризуют религиозное поведение православных по ряду позиций, важнейших для этой категории верующих.
Как известно, одним из важнейших критериев православного образа жизни является необходимость регулярного посещения верующим храма. Из полученных нами данных следует (см.: дгр_3), что большинство православных верующих (78% их общей численности) обязательно посещают храм с частотой от одного раза в год до нескольких раз в месяц. При этом только один из шести православных (18%) указал, что посещает храм не реже одного раза в месяц. Обращает на себя внимание то, что примерно столько же граждан, считающих себя православными, либо вообще ни разу не посещали храма, либо посещают его крайне редко — не каждый год. Регулярность посещения храма православными в определенной мере связана с их полом и регионом проживания. К примеру, среди православных мужчин удельный вес посещающих храмы не реже нескольких раз в год составил 49%, а среди женщин — 65%. Среди православных жителей Западной Украины этот показатель составил 73%, в Центральной Украине — 60%, а на Востоке — 43%.
Диагр. 3. Индекс воцерковленности православных (% от православных)  
-Второй важнейшей характеристикой приобщенности к православию является необходимость совершения исповеди и причащения. Среди православных верующих Украины около трети (33%) совершает эти обряды не реже одного раза в год (см.: дгр_4). Правда, только около половины из них делает это несколько раз в год и чаще. Большинство же тех, кто считает себя православными, либо никогда не причащались (37%), либо делают это весьма нерегулярно — реже, чем раз в год (20%). Частота совершения православными исповеди и причастия связана с регионом их проживания: в Западной Украине удельный вес никогда не причащавшихся или причащавшихся нерегулярно составляет 29%, в Центре — 59% а на Востоке — 73%.
Диагр. 4. Как часто Вы посещаете храм? (% от православных) 
-В идеале православный человек должен ежедневно читать Евангелие и другие церковные тексты (Деяния и Послания Апостолов, тексты Ветхого завета и др.), думать над прочитанным и стараться применять его в своей жизни. На практике же большинство православных украинцев (см.: дгр_5) либо вообще никогда не читали Евангелие (37%), либо читали его когда-то давно (36%). Среди православных мужчин никогда не читавшие Евангелие встречались чаще, чем среди женщин (42% против 34%) а среди православных Востока Украины — чаще, чем среди православных Западной Украины (58% против 21%). Что касается более или менее регулярного чтения Евангелия и других положенных церковных текстов, то в целом по Украине такое соблюдение рассматриваемого критерия зафиксировано в ответах 7% православных.
Диагр. 5 Как часто Вы исповедуетесь и причащаетесь? (% от православных)

-Одним из самых сложных для выполнения критериев религиозного поведения православных является молитва, совершаемая ежедневно, и не «своими словами», а специальными церковными текстами (утреннее и вечернее правило). В настоящее время большинство православных в Украине (см.: дгр_6) либо вообще никогда не молится (16%), либо молится редко и своими молитвами (45%). Более или менее регулярно и церковными молитвами молятся всего 15% православных. Среди православных женщин такой тип религиозного поведения встречается чаще, чем среди мужчин (18% против 9%), а среди православных Западной Украины чаще, чем среди православных Центра, Юга и Востока страны (соответственно, 32% против 12%, 11% и 5%). Диагр. 3. Индекс воцерковленности православных (% от православных)
 Диагр. 6. Читаете ли Вы Евангелие и другие положенные тексты? (% от православных) 
-Последним из рассматриваемых нами критериев является соблюдение постов, установленных православной церковью. Сразу отметим, что в Украине все установленные православной церковью большие посты, а также посты по средам и пятницам держит сравнительно небольшая часть православных — всего 8% от их общей численности (см.: дгр_7). Основная же масса православного населения либо вообще не соблюдает постов (55%), либо делает это редко и нерегулярно (28%). Среди мужской части православных лица, не соблюдающие постов, встречаются чаще, чем среди женской (64% против 49%). Кроме того, в Западной Украине факты несоблюдения постов встречались заметно реже, чем в Центре, на Юге и Востоке страны (30% против 60-70%).
Диагр. 7. Молитесь ли Вы Богу и как? (% от православных)
Приведенные выше результаты нашего исследования показывают, что на сегодняшний день имеются определенные различия между уровнем религиозности православных (т.е. числом тех, кто воспринимает себя в качестве верующего человека, принадлежащего к православию) и уровнем их воцерковленности (т.е. числом тех православных, которые стремятся соответствовать основным критериям православного образа жизни. При этом на основании описанных выше критериев можно выделить несколько уровней воцерковленности православных через использование специального индекса воцерковленности (см.: диагр. 3) .
Полученные нами данные позволяют констатировать, что большинство православных в Украине относятся к двум наиболее высоким уровням приобщения к церковной жизни, составляя группы воцерковленных и полувоцерковленных верующих. Для них характерно максимальное или близкое к максимальному соблюдение хотя бы одного из пяти приведенных выше критериев. По мнению автора методики, это дает основания представителей именно двух данных групп с полным правом считать православными. И если подходить с такой меркой, то уточненный с помощью индекса воцерковленности удельный вес православных может быть понижен до 62% от числа тех, кто считает себя православными, или же до 39% от общей численности населения Украины. Все иные группы составляют как бы периферию воцерковленных и могут демонстрировать самые разнообразные, в том числе и не совпадающие с православием нормы, установки, убеждения и т.д. В нашем исследовании была выявлена связь значений индекса воцерковленности с полом и регионом проживания православных. Так, среди православных женщин совокупный удельный вес воцерковленных и полувоцерковленных составил 68%, а среди мужчин — 52%. В региональном плане наблюдалась тенденция к тому, что воцерковленные и полувоцерковленные православные в Западной Украине встречались существенно чаще (80%), чем в Центре (62%), на Юге (60%) и на Востоке (45%).
Диагр. 8. Соблюдаете ли Вы церковные посты? (% от православных) 
Краткие итоги по рассмотренному материалу можно свести к следующему. За годы независимости Украины религиозная жизнь в стране получила мощный импульс к своему развитию. И с точки зрения достигнутых количественных показателей сегодня Украину можно считать одной из самых религиозных стран Европы, страной христианской и православной. И, видимо, именно в этом направлении в ней будет двигаться религиозная жизнь в ближайшей перспективе. А основным приоритетом этого движения в православии может качественное совершенствование верующих, превращение декларирующих себя православными в практикующих православных.
ССЫЛКИ
http://mvfund.org/publikatsiji/79-religiya-i-religioznost-v-ukraine-statistika-i-obshchij-obzor Исследование проводилось в 22-х областях Украины. Объем выборки составил 2000 человек. Предельная ошибка выборки 2,2%. 
Подробнее об индексе воцерковленности можно прочитать здесь: krotov.info /div
Назад