Украинцы в условиях карантина: потребление алкогольных напитков

На фоне пандемии коронавируса во многих странах наблюдается рост продаж алкогольных напитков. То есть, люди, которые не привыкли проводить время в одиночестве в четырех стенах, увеличили потребление алкоголя. Это обусловлено несколькими причинами. Прежде всего, из-за вспышки COVID-19 люди начали проводить больше времени в закрытом пространстве, значительная часть сотрудников перешла на удаленную работу и почти полностью прекратила выходить из дома. Как следствие, будние дни и выходные «слились» в одно целое, и большинство «социальных маркеров» по ​​употреблению алкоголя нивелировались. Соответственно, общепринятые правила, вроде «алкоголь только по выходным» или «не пить в одиночестве» стали неактуальными.

Как показывают результаты очередной волны всеукраинского CATI-опроса*, на Украину тенденция к увеличению потребления алкоголя в условиях карантина в общем не распространилась. Так, увеличили потребление различных видов алкоголя не более 3% украинцев: вино чаще стали потреблять 1% опрошенных, крепкий алкоголь — 2%, пиво — 3%. Наоборот — реже потреблять алкогольные напитки — стал примерно каждый десятый житель страны: пиво — 11%, крепкий алкоголь и вина — по 13%. Более четверти украинцев потребляли алкогольные напитки как и раньше: крепкий алкоголь и вина — по 29%, пиво — 26%. Следует также отметить, что более половины опрошенных указали, что совсем не употребляют алкогольные напитки: крепкий алкоголь — 55%, вина — 56%, пиво — 59%.

Вместе с тем, изменения в потреблении алкогольных напитков имеют некоторые социально-демографические особенности.

Крепкий алкоголь — реже или на прежнем уровне стали потреблять несколько больше мужчин, чем женщин, а среди женщин больше, чем среди мужчин, тех, кто вообще не употребляет крепкого алкоголя. Зато почти нет различий в изменении частоты потребления крепких алкогольных напитков в зависимости от региона и местности проживания.

Вино (тихое и игристое) — по-прежнему потребляют в большей степени мужчины и молодежь, а также представители средней возрастной категории, тогда как среди женщин и представителей старшей возрастной группы больше тех, кто вообще не употребляет вина. В пространственном отношении стоит отметить Запад Украины, жители которого в большей степени, чем в других регионах, сократили потребление вина, а также сельских жителей, которые также стали потреблять вина реже жителей городов.

Пиво — мужчины заметнее женщин стали потреблять или чаще, или на прежнем уровне, тогда как среди женщин значительно больше тех, кто вообще не употребляет этот напиток. Среди молодежи заметно больше тех, кто или стал реже пить пиво, или потреблял его по-прежнему, тогда как тех, кто вообще не употребляет пиво, больше среди старших украинцев. В пространственном отношении следует отметить Восток Украины, среди жителей которого больше, чем в других регионах, тех, кто вообще не употребляет пиво, а также городских жителей, среди которых больше, чем среди жителей сел, тех, кто стал пить пиво чаще.

Алексей Ляшенко, кандидат исторических наук, аналитик Research & Branding Group

 PDF-версия:

Rubicon2.0.4_RB_Report_20200626_11_ru

*Опрос проводился в период с 19 по 24 июня 2020 года. Всего опрошено 1009 респондентов в возрасте от 18 лет и старше. Выборка репрезентирует население Украины по полу, возрасту, типу населенного пункта и региону проживания (за исключением неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей, АР Крым и г. Севастополь). Метод опроса — CATI-опрос (телефонные интервью с использованием компьютера, computer-assisted telephone interviews) роллингового формата. Максимальная погрешность выборки не превышает +/- 3,7%.

Назад