Украинцы и мода

Времена меняются, а вместе с ними меняется культура, быт, музыка, одежда. Иногда это происходит очень стремительно. Мы не одеваемся как наши родители, а тем более как бабушки и дедушки. Все эти перемены обобщает понятие «мода». Слово «мода» происходит от латинского «modus» – «мера, способ, правило». Специалисты считают периодом её становления ХIV век. Но мода – это не только перемена нарядов, она давно превратилась в социальное явление, искусство создания своего неповторимого стиля, манеры поведения. Мода также является зеркалом, отражающим общественные процессы. Понять логику моды не всегда просто, но каждый раз новые обстоятельства несут с собой необходимость перемен. Иногда эти перемены настолько стремительны, что за ними сложно уследить и угнаться.

Как показывают результаты мартовского социологического опроса*, в той или иной мере за модой следят 40% украинцев, тогда как более половины жителей страны (57%) не следят за модными веяниями.

Интерес украинцев к моде или его отсутствие в большей мере обусловлен возрастом полом, и местностью проживания, но значительно в меньшей мере регионом проживания. Так, за модой следят почти три четверти молодежи до 30 лет, более половины «тридцатилетних» украинцев, но среди «сорокалетних» и «пятидесятилетних» таковых треть, а среди представителей поколения «60+» только каждый десятый. Также за модой следит практически каждая вторая украинка, тогда как среди украинских мужчин за модой следит лишь каждый третий. Аналогичное соотношение обусловлено местностью проживания: за модой следит каждый второй житель областных центров, и каждый третий житель остальных населенных пунктов. Чуть чаще остальных за модой следят жители центральных областей.

О том, что в настоящий момент в моде, украинцы чаще всего узнают из Интернета (24%), личных наблюдений за окружающими (23%), от знакомых / родных / друзей (18%), ассортимента магазинов или рынков (14%), реже из ТВ (9%) и модных журналов (5%).

Предпочтения источников информации о модных тенденциях зависят от возраста (чем моложе респонденты, тем больше в вопросах моды они ориентируется на Интернет), пола (чаще на Интернет ориентируются женщины).

Независимо от того следят или не следят за модой, чуть более трети украинцев (37%) считают, что одеваются модно, тогда как половина (51%) свою одежду модной не считают. Следует отметить, что данная самооценка в точности повторяет социально-демографические особенности, касающиеся интереса к модным тенденциям.

Бытует мнение, что следование модным трендам требует значительных финансов. Большинство украинцев разделяет данную точку зрения: 71% жителей страны согласны с тем, что для того, чтобы модно одеваться, нужно много денег, тогда как противоположной точки зрения придерживается лишь каждый пятый (22%). При этом согласие или несогласие с данным утверждением практически не имеет существенных социально-демографических различий.

Более подробные результаты опроса в презентации ниже.

*Опрос проводился в период с 5 по 14 марта 2019 года. Опрошено 1999 респондентов в возрасте от 18 лет и старше. Выборка репрезентирует население Украины по полу, возрасту, типу населенного пункта и региону проживания (за исключением неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей, АР Крым, и г. Севастополь). Метод опроса – личное формализованное интервью (face-to-face). Максимальная погрешность выборки не превышает +/-2,2%.

Назад