Украина: потребительские настроения граждан

В последние несколько лет, начиная с первой волны мирового финансового кризиса (конец 2008 г.) состоялось много дискуссий относительно причин его возникновения. Ряд экспертов в числе одной из таких причин называли общество потребления. Аргументировалось это тем, что люди тратили на приобретение товаров больше, чем зарабатывали. Масштабный кризис в случае Украины стал еще и причиной резкого обеднения целых слоев населения, и так не слишком-то богатых, и затормозил и без того непростое развитие «среднего класса».
Говоря об обществе потребления, мы имеем в виду общество массового потребления, которое стабилизировалось непосредственно после Второй мировой войны, когда окончательно оформляется массовое производство товаров широкого потребления.
 Второй важный элемент общества потребления возникает в это же время благодаря кейнсианской политике и построению в западных обществах модели социального государства, создавшего условия для широкого социального распространения потребительской культуры. Потребительский товар XIX и начала XX века – это вещь, рассчитанная на длительное использование, нередко на протяжении даже не одного поколения. Благодаря формированию общества потребления за последнее столетие концепция вещи изменилась: вещи мы теперь меняем на новые, а не чиним. Произошла также целая революция в торговой культуре – вместе с появлением супермаркетов и торговых центров, а также развитием потребительского кредитования.
Понятие общества потребления тесно связано с понятием среднего класса, который достаточно обеспечен для того, чтобы позволить себе широкомасштабное потребление. Средний класс – это класс, который, собственно, и был сформирован в рамках социального государства. Средний класс был основным бенефициаром социального государства, и именно он сформировал современную мощную потребительскую культуру. Кроме того, принято считать, что чем многочисленнее средний класс – тем успешнее и стабильнее государство. Иными словами, уровень потребительских настроений является своеобразным индикатором как состояния экономики страны, так и общества в целом. Как правило, чем он выше, тем лучше. И наоборот, снижение потребительских настроений сигнализирует о кризисных явлениях. При этом важным показателем является не только количество приобретаемых товаров, но и такие их характеристики, как новизна и частота покупки новых вещей.
В настоящее время в Украине отмечается существенный спад потребления товаров, особенно в сравнении с 2005-2008 гг. Как показывают результаты социологического опроса компании Research & Branding Group (май 2016 г.), каждый третий украинец (31%) последний раз совершил покупку абсолютно новой (нового сорта, модели, бренда) для себя вещи, продукта питания напитка, бытовой техники, одежды более года назад, еще 6% – на протяжении последних 10-12 месяцев, 8% – на протяжении 7-9 месяцев, 12% – на протяжении 4-6 месяцев. Только четверть (25%) – на протяжении последних 1-3 месяцев.
  Основными факторами, в первую очередь повлиявшими на выбор нового товара для приобретения являются с одной стороны финансовые: приемлемая цена (32%) и акционные мероприятия в виде скидок, розыгрышей призов (9%), а с другой –психологические: желание попробовать что-то новое (13%) и советы друзей, родственников, знакомых (11%). Продуманность покупки – приобретение нового товара от уже понравившегося производителя, знакомого по другим приобретениям – позволяют себе 5% жителей Украины. Примерно столько же опрошенных приобрели новое в результате спонтанного решения (4%).
  Было бы неверным сказать, что общество потребления – это феномен лишь рыночных капиталистических обществ. В СССР в послевоенный период также шло формирование общества потребления. Но для советского общества в значительной мере была характерна борьба с буржуазностью и буржуазной потребительской культурой, перелицованная в СССР в форму критики мещанина и обывателя. Еще одной характерной для советского периода чертой было такое понятие как «дефицит». Он был практически на все. Но особенно на импортные товары. В СССР они были едва ли не предметами культа. А заодно и возможностью отправиться в «места не столь отдаленные». Дело в том, что импортные товары крайне редко реализовывались («выбрасывались») в торговой сети, и, как правило, продавались «с рук» так называемыми фарцовщиками, что каралось Уголовным Кодексом.
После распада СССР украинское общество пережило период насыщения товарами сначала от кооператоров и «челноков», а затем и настоящими импортными фирменными товарами, которые утратили статус «семейной реликвии». Некоторые товары, в частности бытовая техника, которая в СССР покупалась «на всю жизнь», стала обновляться покупателями с завидной регулярностью и частотой.
Но в последние годы вследствие мирового финансового кризиса, нестабильности национальной валюты и общего снижения уровня доходов населения часть жителей Украины были вынуждены отказаться от импортных товаров, которые существенно прибавили в цене вслед за долларом. Как показывают результаты социологического опроса, на протяжении последнего года более половины жителей Украины (58%) не покупали товаров импортного производства, тогда как покупали их 40% опрошенных, а еще около 2% не уверены, покупали или не покупали импортное.
  Среди 42% тех жителей страны, кто на протяжении последнего года покупал (включая и тех, кто не уверен, покупал или нет) импортные товары 40% продолжают покупать импортное в том же объеме, тогда как 46% – сократили количество приобретаемых товаров неукраинского производства, а 9% – в настоящее время полностью прекратили покупать импортное.
  Основной причиной снижения количества или полного отказа от приобретения импортных товаров соответствующие категории респондентов назвали существенное подорожание товаров импортного производства (79%). Далее с большим отрывом следуют такие причины, как неудовлетворительное качество импорта (6%), исчезновение определенных импортных товаров из торговых сетей (5%) и сокращение личных доходов (3%).
  Как известно, «свято место пусто не бывает». Более половины (52%) сокративших или отказавшихся от приобретения импорта украинцев частично перешли на потребление украинских аналогов, а 11% – заменили импорт на аналогичную украинскую продукцию полностью. В то же время четверть сокративших потребление импортных товаров не смогли полностью или частично перейти на украинские аналоги из-за их неудовлетворительного качества (9%), недостаточности их ассортимента (7%), а также из-за их отсутствия в принципе (9%).
  Возможно, в какой-то степени чрезмерное потребление товаров и услуг не обеспеченное реальными доходами и было одной из причин финансового кризиса. Но вместе с тем уровень благосостояния как раз и определяется, как степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени. А значит, чем выше покупательская способность граждан – тем выше уровень благосостояния всех и каждого.
Назад