Тенденции приобретения украинцами импортных товаров

По данным Государственной службы статистики, доля не произведенных в Украине товаров на полках магазинов и супермаркетов с 2014 по 2017 годы увеличилась с 42,2% до 47,7% (в том числе продовольственных товаров с 14,8% до 17,8%, а непродовольственных – с 60,7% до 67,4%).

Бытует мнение, что мода на отечественное или импортное циклична. Одно время в тренде были импортные товары, в приоритете был иностранный бренд или этикетка, качественные характеристики зачастую даже не рассматривались покупателями. Затем пришло время всего украинского, появилось множество отечественных брендов, а покупать продукты питания, вещи и прочие товары «made in Ukraine» стало не просто модным, а порой даже обязательным. Эксперты в свою очередь отмечают, что, в конечном счете, на выбор между импортным и отечественным товаром оказывает влияние ценовой фактор. Чем дешевле отечественный товар в сравнении с заграничным, тем охотнее его покупают, в общем, небогатые украинцы. Качество и прочие характеристики продукта играют второстепенную роль.

Как показывают результаты февральского социологического опроса компании Research & Branding Group*, на протяжении последнего года каждый второй житель Украины (50%) покупал товары импортного производства, тогда как не покупали их 45% опрошенных, а еще около 5% не уверены, покупали или не покупали импортное.
Следует отметить, что в сравнении с маем 2016 г. в настроениях и предпочтениях украинцев произошли существенные изменения. Так, если в 2016 г. разрыв между покупавшими и не покупавшими импортные товары составлял 18% в пользу не покупавших импортное, то в феврале 2018 г. уже отмечается преобладание (+5%) покупавших импортные товары.

Необходимо понимать, что выбор между импортными и отечественными товарами практически не отличается в зависимости от пола и региона проживания респондентов, но при этом имеет ряд социально-демографических особенностей, обусловленных возрастом и местностью проживания.
Так, число украинцев, ни разу за год не покупавших импортные товары увеличивается с возрастом: среди молодежи покупавших импортные товары почти в 2,5 раза превышает число не покупавших, а среди тех «кому за 60-т» во столько же раз больше тех, кто импортное не покупал. На две равные группы разделились «пятидесятилетние» украинцы.
Наиболее заметно преобладание покупателей импортных товаров проявлено в областных центрах. В других городских населенных пунктах примерно поровну покупавших и не покупавших импортное, а в селах преобладают покупатели исключительно отечественных товаров.

Среди 55% тех жителей страны, кто на протяжении последнего года покупал (включая и тех, кто не уверен, покупал или нет) импортные товары 45% продолжают покупать импортное в том же объеме, тогда как 43% – сократили количество приобретаемых товаров неукраинского производства.
Данное соотношение объемов приобретения импортных товаров практически не отличается в зависимости от социально-демографических характеристик респондентов. Исключение составляют украинцы старшего возраста и Востока Украины (больше сокративших покупки импортных товаров).

Основной причиной снижения количества или полного отказа от приобретения импортных товаров соответствующие категории респондентов назвали существенное подорожание товаров импортного производства (70%). Далее с большим отрывом следуют такие причины, как неудовлетворительное качество импорта (4%), исчезновение определенных импортных товаров из торговых сетей (4%).
Чаще всего подорожание импортных товаров как причину отказа от их приобретения называли жители областных центров, а реже всего – жители центральных областей.

Большая часть (44%) украинцев, сокративших или отказавшихся от приобретения импорта, частично перешли на потребление украинских аналогов, а 4% ¬– заменили импорт на аналогичную украинскую продукцию полностью. В то же время четверть (26%) сокративших потребление импортных товаров не смогли полностью или частично перейти на украинские аналоги из-за их отсутствия в принципе (11%), их неудовлетворительного качества (10%), недостаточности их ассортимента (5%).

Более подробные результаты опроса в презентации ниже.

*Опрос проводился в период с 7 по 16 февраля 2018 года. Опрошен 1801 респондент в возрасте от 18 лет и старше. Выборка репрезентирует население Украины по полу, возрасту, типу поселения и региону проживания (за исключением неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей, АР Крым, и г. Севастополь). Метод опроса — личное формализованное интервью (face-to-face). Максимальная погрешность выборки не превышает 2,4%.

Назад