Телевидение и Интернет – ключевые источники информации для украинцев

СМИ играют в нашей жизни, без преувеличения, значительную роль. С одной стороны, они предоставляют нам информацию, стремясь делать это максимально оперативно, доступно и убедительно. С другой стороны, такая информация зачастую носит не только фактологический характер, но и включает в себя мнения, оценки, точки зрения авторов информационных сообщений, которые могут не всегда соответствовать интересам получателей таких сообщений.

Результаты февральского социологического опроса компании Research & Branding Group* показывают, что сегодня среди всех видов СМИ украинцы, как правило, отдают свои предпочтения двум: телевидению (53%) и Интернету (42%). И хотя сегодня телевидение несколько опережает Интернет по уровню своей популярности, есть основания полагать, что постепенно разрыв между ними в этом плане сокращается. Например, в феврале прошлого года частота пользования телевидением превышала частоту пользования Интернетом на 28%, тогда как в нынешнем году – уже всего на 11%. Что касается таких более традиционных источников передачи массовой информации, как радио и пресса, то они как в прошлом, так и в нынешнем году существенно проигрывают лидерам по частоте своего упоминания в качестве используемых СМИ (соответственно, 1% и 2% опрошенных).

Следует также отметить, что частота упоминания респондентами того или иного вида предпочитаемых ими СМИ (в данном случае – распределение предпочтений между телевидением и Интернетом) в определенной степени зависело от таких социально-демографических характеристик отвечавших, как их возраст, уровень образования, сектор занятости и тип населенного пункта. Результат влияния этих характеристик проявляется в следующих тенденциях:
— реже всего предпочитают пользоваться телевидением молодые люди в возрасте до 40 лет (в среднем около 25% численности данной группы), а чаще всего – лица в возрасте от 50 лет и старше (около 77%); и наоборот – молодежь значительно чаще предпочитает пользоваться Интернетом (около 72%), чем представители старших возрастных групп (около 17%);
— лица с высшим и незаконченным высшим образованием реже представителей всех иных образовательных групп предпочитают пользоваться телевидением (34%), и чаще отдают предпочтение Интернету (61%); у лиц с более низким уровнем образования значения этих показателей составляют, соответственно, около 64% и 30%;
— лица, работающие в государственном и частном секторах, реже отдают предпочтение телевидению, чем незанятое население (примерно 41% против 65%), но зато чаще незанятых предпочитают Интернет (соответственно, 55% против 28%);
— наиболее низкий удельный вес любителей телевидения встречается среди жителей областных центров (45%), а вот среди жителей других городов и сел их удельный вес наиболее высок (соответственно, 55% и 58%); что касается лиц, предпочитающих пользоваться Интернетом, то в областных центрах они встречаются чаще (51%), чем в обычных городах (40%) и в сельской местности (36%).

В целом с той или иной периодичностью, новости по телевидению смотрит подавляющее большинство взрослых украинцев (89%). Это означает, что новостные программы объединяют у экранов не только тех, кто предпочитает получать информацию по ТВ каналам, но и тех, кто отдает предпочтением другим видам СМИ. Отличительной особенностью этой аудитории является ее устойчивость: в сравнении с прошлым годом удельный вес тех, кто знакомится с новостями посредством ТВ остался неизменным. В определенной мере склонность украинцев смотреть новости по телевидению зависит от их возраста. Наиболее заметно эта склонность выражена у представителей старших возрастных групп (на уроне 96-97%), и несколько слабее она проявляется у молодежи в возрасте до 40 лет (около 80%).

Через Интернет с той или иной частотой знакомятся с новостями более половины взрослого населения нашей страны (55%), что на 7% больше, чем в феврале 2017 года. Определенное влияние на склонность украинцев к интернет-новостям оказывают их возраст, уровень образования, характер занятости и тип населенного пункта, в котором они проживают:
— чаще всего потребители интернет-новостей встречаются среди молодых людей в возрасте до 40 лет (77-78%), а реже всего – среди тех, кому исполнилось 60 лет и более (16%);
— чем ниже уровень образования наших соотечественников, тем реже они склонны просматривать новости в Интернете: среди лиц со средним образованием удельный вес потребителей интернет-новостей составляет 32%, а среди имеющих высшее образование – 74%;
— среди той части взрослого населения нашей страны, которая сегодня занята в государственном или частном секторе, потребители интернет-новостей встречаются примерно вдвое чаще, чем среди незанятого населения (соответственно, 72-74% против 36%);
— чаще всего о своей склонности получать новости через Интернет заявляли жители областных центров (63%), реже – жители обычных городов (55%), и еще реже – жители сельской местности (46%).

Более подробные результаты опроса в презентации ниже.

*Опрос проводился в период с 7 по 16 февраля 2018 года. Опрошен 1801 респондент в возрасте от 18 лет и старше. Выборка репрезентирует население Украины по полу, возрасту, типу поселения и региону проживания (за исключением неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей, АР Крым, и г. Севастополь). Метод опроса — личное формализованное интервью (face-to-face). Максимальная погрешность выборки не превышает 2,4%.

Назад