Соцсети как источник информации

Для того, чтобы быть полноценным гражданином своей страны, необходимо интересоваться общественно-политической информацией. Сегодня одним из важных источников новостей из жизни общества и политики есть социальные сети, но они же являются и благоприятной средой для распространения фейков. А если информация есть, и даже в излишке, — осталось лишь решить, доверять ей или нет?

Как показывают результаты январского опроса*, самыми популярными социальными сетями в Украине являются Facebook, YouTube, Instagram и telegram, дальше со значительным отрывом идут Вконтакте, Одноклассники и twitter, а наименее популярной является Linkdn. И в каждой из них можно отыскать своего типичного пользователя (за исключением Linkdn, поскольку количество его пользователей в Украине слишком мало, чтобы делать выводы об их типичности или нетипичности).

В большинстве социальных сетей значимых отличий между вовлечением в них мужчин и женщин нет, за исключением двух социальных сетей — Instagram и Одноклассников: ими пользуются больше женщин, чем мужчин.

Самое распространенное значимое отличие — возраст, и сам по себе напрашивается вывод, что вряд ли старшие люди (от 50 лет и старше) будут чувствовать себя в социальных сетях уютно: их там меньшинство. В отдельных социальных сетях есть более узкие возрастные акценты: например, в telegram чаще устраивается молодежь от 18 до 29 лет, в twitter — молодежь и люди среднего возраста от 18 до 39 лет, а в Одноклассниках — люди среднего возраста от 40 до 49 лет. Что же касается Facebook, YouTube, Instagram и Вконтакте, то ведущие позиции в них занимают люди от 18 до 49 лет, хотя представленность разных поколений уменьшается пропорционально с увеличением возраста.

Влияет на черты портрета типичного пользователя и местность проживания, однако только в отношении YouTube, Instagram и telegram. Среди тех, кто живет в городах, больше пользователей этих социальных сетей, чем среди тех, кто живет в сельской местности.

Частота пользования интернетом имеет значение в четырех случаях, а именно в случаях, связанных с четырьмя самыми популярными социальными сетями. В telegram сидит почти четверть самых преданных завсегдатаев интернета (пользуются каждый день), в Instagram — относительное большинство ежедневных пользователей и больше четверти тех, кто заходит в интернет 5-6 раз на неделю, а в Facebook и YouTube — подавляющее большинство и ежедневных пользователей интернета, и тех, кто выделяет время на интернет или 5-6 раз на неделю, или 3-4 раза на неделю. А это дает основания предположить, что чем чаще украинцы пользуются интернетом, тем вероятнее встретить их в социальных сетях.

Доверие к общественно-политической информации из соцсетей низкое как в самых популярных из них (Facebook, YouTube, Instagram, telegram), так и в менее используемых (Вконтактє, Одноклассники, twitter, Linkdn): такой информации доверяет безоговорочно менее десятой части пользователей, большинство доверяет частично и приблизительно пятая часть пользователей вообще не использует соцсети в качестве источника общественно-политической информации. Значимых отличий в мере доверия к общественно-политической информации из соцсетей в зависимости от пола, возраста и типа населенного пункта нет.

Анна Тащенко для Research & Branding Group

Более подробные результаты опроса в презентации ниже.

*Опрос проводился в период с 24 января по 2 февраля 2020 года. Опрошено 1804 респондента в возрасте от 18 лет и старше. Выборка репрезентирует население Украины по полу, возрасту, типу населенного пункта и региону проживания (за исключением неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей, АР Крым, и г. Севастополь). Метод опроса – личное формализованное интервью (face-to-face). Максимальная погрешность выборки не превышает +/-2,4%.

Назад