Социальные сети и мессенджеры в Украине

Мир продолжает стремительно меняться. То, что казалось фантастикой еще 30 лет назад, сейчас уже стало повседневностью. Особенно быстро развиваются цифровые технологии и средства коммуникации. Еще больший импульс их развитию придала пандемия коронавируса, а именно социальное дистанцирование и переход в онлайн. То, что эффективно работает в онлайн, уже вряд ли вернется в оффлайн в полном объеме. Многие аспекты жизни будут перенесены в виртуальный мир, а технологии и программное обеспечение для этих целей станут развиваться значительно быстрее. На острие цифрового прогресса находятся средства массовой информации и коммуникации.

Как показывают результаты январского социологического опроса*, в начале 2021 года половина украинцев (51%) в качестве источника информации отдают предпочтение Интернету, тогда как телевидению – 44%. Радио и прессу предпочитают суммарно всего 2% жителей Украины. Следует отметить, что впервые в Украине доля тех, кто отдает предпочтение Интернету, как источнику информации, превысила число тех, кто отдает предпочтение телевидению.

Особое место среди интернет-ресурсов занимают социальные сети. Они начали активно завоевывать приверженцев в начале 2000-х, когда в США были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook. Именно последний на сегодняшний день является крупнейшей соцсетью как в мире, так и в Украине, где пользователями Facebook являются 59% жителей страны. В тройку наиболее распространенных в Украине соцсетей входят также YouTube (43%) и Instagram (30%). Стремительно наращивает свою популярность в Украине Telegram (17%), число пользователей которого с 2018 года выросло втрое, тогда как число пользователей Одноклассников (5%) и Вконтакте (3%) с 2018 года в Украине наиболее существенно сократилось. Также каждый двадцатый украинец (6%) имеет аккаунт в Twitter.

Особенно активно с начала пандемии коронавируса развивался такой вид коммуникации, как мессенджеры, причем не только в качестве средств коммуникации (как задумывалось изначально), но и как средств массовой информации. Наиболее популярным мессенджером в Украине является Viber (57% пользователей). В тройку лидеров также входят Facebook messenger (37%) и Telegram (20%). Почти каждый десятый украинец пользуется WhatsApp (9%) и Skype (8%).

В конце 2010-х – начале 2020-х годов ряд мессенджеров объединили в себе функции обмена сообщениями с чертами социальных сетей, а также информационных каналов, которые фактически стали параллельным миром и главным источником информации для многих жителей планеты. В настоящее время уже общепризнано их влияние на формирование общественного мнения. В Украине на сегодняшний день только четверть жителей страны (25%) не используют чаты / каналы мессенджеров в качестве источника информации, тогда как остальные – используют. Каждый четвертый украинец (26%) признает, что чаты / каналы мессенджеров оказывают определенное влияние на формирование их личного мнения по тем или иным вопросам, а для каждого десятого (11%) это влияние является определяющим. В то же время на формирование мнения 22% жителей Украины чаты / каналы мессенджеров никак не влияют, а еще 16% – не определились.

В целом же почти половина украинцев (46%) признают определенное влияние соцсетей и мессенджеров на социально-политические процессы в Украине, а еще 13% считают его определяющим. Не считают, что соцсети и мессенджеры влияют на социально-политические процессы в стране 18% жителей Украины, а еще 23% – не определились.

Алексей Ляшенко, кандидат исторических наук, аналитик Research & Branding Group

 PDF-версия:

Соцсети и мессенджеры_2021_рус

*Опрос проводился в период с 20 января по 1 февраля 2021 года. Опрошено 1802 респондента в возрасте от 18 лет и старше. Выборка репрезентирует население Украины по полу, возрасту, типу населенного пункта и региону проживания (за исключением неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей, АР Крым, и г. Севастополь). Метод опроса – личное формализованное интервью (face-to-face). Максимальная погрешность выборки не превышает +/-2,4%.

Назад