СМИ в Украине: наиболее используемые источники информации

Все, наверное, слышали знаменитую фразу Натана Ротшильда «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Но у этого выражения есть и другой, современный, подтекст – кто владеет «средствами массовой информации», тот владеет миром. И как и все в мире индустрия масс-медиа эволюционирует. На смену газетам в средине прошлого века пришло радио, затем радио вытеснило телевидение, в ХХI веке все большая часть аудитории переходит в интернет. Причем, сеть забрала на себя и телезрителей, и радиослушателей, и любителей прессы. Все более-менее крупные печатные издания имеют свои новостные сайты, телеканалы транслируют свои передачи в сети и традиционные СМИ отходят на второй план.

Как показывают результаты январского социологического опроса*, из четырех основных видов источников массовой информации подавляющее большинство украинцев отдает предпочтение двум – телевидению (54%) и Интернету (38%). Причем, если в 2017 г. число отдающих первенство телевидению превышало число предпочитающих Интернет почти вдвое (на 28%), то в 2019 г. разрыв сократился до 16%. Радио и пресса являются основными источниками массовой информации в общей сложности для 4% жителей Украины.

Предпочтение ТВ или Интернета определяется рядом социально-демографических характеристик:
• в зависимости от возраста – чем старше респонденты, тем больше среди них тех, кто отдает предпочтение ТВ, как источнику информации, а чем моложе – тем больше в качестве такового пользуются Интернетом;
• в зависимости от пользования соцсетями – среди пользователей соцсетей подавляющее большинство использует в качестве основного источника информации Интернет, а среди не пользователей – телевидение;
• менее выражены различия в предпочтениях мужчин и женщин – среди и тех и других преобладают приверженцы ТВ, но среди женщин таковых чуть больше, чем среди мужчин;
• в зависимости от местности и региона проживания существенных различий нет, за исключением того, что на Востоке Украины больше, чем в других регионах отдающих предпочтение ТВ, как основному источнику информации, и меньше всего рассматривающих в качестве такового Интернет;

Одним из ключевых направлений работы СМИ являются новости. Новости на ТВ большинство украинцев (50%) смотрят ежедневно, еще 16% – 3-4 раза в неделю, 14% – 1-2 раза в неделю, каждый двадцатый (5%) – раз в месяц. Не смотрят новости на ТВ 12% украинцев.

Несколько иная картина с частотой просмотра новостей в Интернете. Прежде всего, следует отметить, что почти четверть респондентов (23%) не имеют доступа к данным СМИ, а еще 20% – не смотрят новости в Интернете. Ежедневно новости в Интернете смотрит чуть более четверти украинцев (27%), еще 11% – 3-4 раза в неделю, 8% – 1-2 раза в неделю и 4% – раз в месяц.

Частота просмотра новостей на ТВ и в Интернете кардинально отличается в зависимости от возраста и практики пользования соцсетями.: чем моложе аудитория, тем больше ежедневно просматривающих новости в Интернете, а чем старше – тем больше тех, кто ежедневно смотрит новости на ТВ. Также пользователи соцсетей чаще предпочитают ежедневный просмотр новостей в Интернете, а не пользователи – на ТВ.

Более подробные результаты опроса в презентации ниже.

*Опрос проводился в период с 18 по 28 января 2019 года. Опрошено 1998 респондентов в возрасте от 18 лет и старше. Выборка репрезентирует население Украины по полу, возрасту, типу населенного пункта и региону проживания (за исключением неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей, АР Крым, и г. Севастополь). Метод опроса – личное формализованное интервью (face-to-face). Максимальная погрешность выборки не превышает +/-2,2%.

Назад