Рынок замороженных полуфабрикатов в Украине

Многолетняя изоляция Украины от европейского образа жизни наложила свой отпечаток на все сферы жизнедеятельности украинцев, — один из наиболее ярких примеров тому – национальные стереотипы в культуре питания. Большинство жителей страны, несмотря на огромное разнообразие пищевой продукции со всего мира, по-прежнему употребляют местные овощи-фрукты и готовят блюда из свежих продуктов, практически не используя в своем рационе замороженные полуфабрикаты. Именно поэтому структура продовольственного рынка Украины разительно отличается от большинства европейских стран, где сегмент замороженных продуктов в общей структуре пищевого рынка превышает 70%.
На сегодняшний день развитие рынка замороженной продукции нельзя назвать активным, многие производители минимизировали свои бюджеты на маркетинговое продвижение и стремятся сохранить рыночные позиции за счет выведения на рынок продуктов с обновленными рецептурами, а также предпринимая попытки экспортной деятельности в страны СНГ, в первую очередь в Молдову и Беларусь.
Структура рынка замороженных продуктов в Украине существенно отличается от европейской. В Украине основная доля продаж приходится на сегмент мясных полуфабрикатов и изделий из теста с начинкой (доля рынка 60-70%), в отличие от европейской, где основная доля приходится на сегмент замороженной пиццы. В последние годы в Украине начал расти сегмент замороженных овощей и плодов (по различным оценкам ежегодный прирост потребления составляет от 20% до 40%), а также сегмент замороженных хлебобулочных изделий, слоеного теста, рыбных полуфабрикатов. По оценкам специалистов исследовательской компании Mintel Group Ltd., наибольший объем потребления замороженных полуфабрикатов приходится на средний и нижний ценовые сегменты, доля премиум-сегмента в Украине составляет всего 3%.
Основными потребителями замороженных полуфабрикатов являются: розничный сектор, сегмент HoReCа и предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Потребление замороженных полуфабрикатов в розничном сегменте в Украине находится на низком уровне. В среднем украинец, по данным на 2011 год, тратил на замороженную продукцию порядка 23 долл. США в год (в то время как в США этот показатель выше в 6 раз). Согласно результатам исследования, проведенного компанией Research & Branding Group в апреле 2012 года, около 73% жителей страны не относят замороженные полуфабрикаты к продуктам первой необходимости. Среди тех, кто приобретает данный вид продукции, частота покупки в основном составляет 1-2 раза в месяц (48,8%).
Украинский рынок замороженных полуфабрикатов делят между собой ряд крупных национальных операторов и значительное число региональных производителей. Согласно результатам опроса Research & Branding Group, первое место по уровню регулярного потребления и другим маркетинговым показателям в категории замороженные полуфабрикаты получила ТМ «Геркулес» (23,2%), производителем которой является ЗАО «Геркулес». В ТОП-10 торговых марок замороженных продуктов входит и другая ТМ данного производителя — ТМ «Добрыня», уровень регулярного потребления которой составляет порядка 5%. С небольшим отставанием на втором месте после ТМ «Геркулес» следует ТМ «Левада»; брендированную продукцию которой постоянно покупают 18,4% опрошенных; третья позиция у ТМ «Три медведя». Уровень спонтанного знания ТМ «Три медведя» составляет 35%, число постоянных потребителей – 16,4%. (см.: График 1).
 График 1 Знание, покупка и приобретение ТМ замороженных полуфабрикатов, % 
Рынок замороженной продукции в Украине испытывает ряд сложностей, которые в совокупности приводят к сокращению объема производства, потребления и отсутствию позитивной динамики роста рынка. Среди проблем, с которыми сталкиваются производители замороженной продукции, наибольшее значение имеют сырьевые проблемы и проблемы сбыта продукции. Сырьевые в первую очередь связаны с отсутствием качественного и недорогого сырья внутреннего производства, а проблемы сбыта — с политикой торговых сетей, которые диктуют производителю условия вхождения на рынок и активно развивают СТМ.
Падению спроса на замороженные полуфабрикаты в последние годы немало способствовали масс-медиа, которые атаковали потребителя программами о вреде полуфабрикатной и готовой мясной продукции. Стоимость же брендированной продукции, изготовленной из натурального сырья, является высокой для покупателей среднего и низкого уровня дохода. Отсутствие серьезных европейских игроков и недостаточные мощности отечественных приводят к тому, что в стране не проводится маркетинговая политика, направленная на защиту и продвижение замороженной продукции.
Тем не менее, несмотря на ряд сложностей, в ближайшем будущем эксперты прогнозируют развитие рынка не только в объемах, но и в качественных показателях, что обусловлено внедрением новых технологий и современного оборудования. По данным Mintel Group Ltd. общий объем рынка украинских замороженных полуфабрикатов к 2012 году достигнет $1,2 млрд. Ожидается некоторый рост сегмента мясных и рыбных полуфабрикатов, замороженной плодоовощной продукции (рост рынка на 6-8% ежегодно), хлебных полуфабрикатов (до 10%).
Эксперты прогнозируют сокращение числа мелких производителей, выход на рынок международных операторов, в первую очередь российских. Производители сосредоточатся на выводе на рынок продуктов в высоком ценовом сегменте с использованием современной функциональной упаковки, а также сконцентрируют свое внимание на развитии сегмента готовых к употреблению обедов (предназначенных для разогрева в микроволновой печи), в первую очередь ориентированных на сегмент HoReCа. Однако существенного увеличения объема потребления замороженной продукции на душу населения в ближайшие три года не произойдет.
Назад