Религиозность в Украине

Еще не так далеки от нас те времена, когда ситуация с положением религии в украинском обществе кардинально отличалась от нынешней. И дело здесь не только в существовавших огра-ничениях на религиозную жизнь. Долгие годы воинствующего атеизма в официальной пропаган-де, критика религиозного мировоззрения, высмеивание и порицание таких поступков, как посе-щение храмов, совершение церковных обрядов и т.п. не могли не привести к существенному снижению численности прихожан, к утрате интереса и потребности в приобщении к религии со стороны широких слоев населения, в особенности молодежи, к снижению авторитета Церкви и священнослужителей у населения страны. В общественном сознании складывалось и официальной пропагандой всячески поддерживалось мнение, что религия как социальный институт, вскоре отомрет естественным путем вместе с теми немногочисленными стариками и старушками, которые в силу своей малообразованности продолжают верить в Бога.
Начало крутым переменам в этой ситуации положили распад СССР и провозглашение независимости Украины. Прежде всего, эти перемены выразились в расширении возможностей для ведения религиозной деятельности в Украине. Это привело к росту числа различных религиозных организаций, храмов монастырей, религиозных учебных заведений. Религиозные организации стали широко и активно представлять себя в информационном пространстве Украины. Население все чаще стало обращаться к религии, посещать храмы, участвовать в отправлении различных религиозных обрядов. Рос авторитет священнослужителей в глазах рядовых граждан, а вместе с ним все более отчетливо проявлялось стремление политических элит искать понимания и поддержки у руководства религиозных организаций страны.
Что же обеспечило столь резкое изменение места и роли религии в жизни украинского об-щества? Главной причиной этих перемен, видимо, следует считать глубокую демократизацию всех сторон общественной жизни, которая устранила дискриминацию религиозных организаций. Немаловажное значение имела целенаправленная материальная и моральная поддержка рели-гиозных организаций со стороны государства и бизнеса. Однако оба эти обстоятельства вряд ли смогли бы обеспечить столь стремительный рост веса религии в обществе, если бы массовом сознании украинцев в этот период не возник вакуум, вызванный сменой ценностных представлений с социалистических к либерально-демократические. Этот вакуум породил соответствующий общественный запрос, ответить на который в тот период могла только религия. Особую актуальность этому запросу придавали не отличавшиеся чрезмерным гуманизмом методы, с помощью которых в Украине строили либерально-демократическую модель социального устройства.
Как бы то ни было, но уже к концу 2000-х годов Украина, по экспертным оценкам, стала од-ной из самых религиозных стран Европы: 75% населения стали считать себя религиозными, т.е. принадлежащими к определенной религии, а 23% идентифицируют себя как нерелигиозные . По рассматриваемому показателю она занимает седьмое место в Европе после Кипра (99%), Польши (93%), Португалии (86%), Ирландии (80%), Словакии (76%) и Болгарии (75%). Эти данные, разумеется, впечатляют. Однако они характеризуют развитие религиозной жизни в Украине с точки зрения количественных характеристик рассматриваемого процесса.
Вместе с тем, по мере того, как религиозная жизнь в Украине становилась все более мас-штабной и активной, в ней стали проявляться некоторые качественные особенности, свидетель-ствующие о сложном и неоднозначном характере происходящего. Остановимся на этом более детально, использовав данные нашего Омнибуса, проведенного в марте текущего года.
Прежде всего, хотелось бы отметить, что сегодня в Украине, наряду четко определившимися в вопросах веры атеистами и сторонниками конкретных религиозных общин, существует немало людей, которые не считают себя атеистами, но и не могут назвать себя верующими (см. диагр. 1). Иными словами, эти люди верят во что-то. Но не могут разобраться с тем, во что именно они верят. Наличие данной группы неопределившихся граждан создает питательную почву для возникновения и развития в стране разного рода псевдорелигиозных организаций и сект. Полученные нами данные показывают, что в настоящее время к числу таких, зависших между верой и неверием, граждан может быть отнесен примерно каждый десятый украинец.
В силу исторических обстоятельств Украина сложилась как многоконфессиональная страна, в которой сосуществуют христианские, мусульманские, иудейские, буддистские и прочие религиозные общины. Сама по себе многоконфессиональность не является проблемой. Однако она требует к себе постоянного общественного внимания и высокого уровня толерантности в отношении тех иных религий. В противном случае различия в религиозном мировоззрении, верованиях и обрядах могут стать тем горючим материалом, который способен вызвать серьезный социальный взрыв. На сегодняшний день в Украине верующие православных конфессий (63% опрошенных) численно преобладают над верующими иных (христианских и нехристианских) конфессий (13% опрошенных). И пока нельзя спрогнозировать, станет ли изменяться это соотношение, и как именно оно изменится в будущем.

Однако Украина не просто многоконфессиональная страна. В силу ряда причин в ней имеет место раскол внутри наиболее многочисленной группы верующих — православных (83% всех верующих). Сегодня православие в Украине представлено четырьмя конфессиями (см. диагр. 2). При этом основная масса всех православных верующих страны  (примерно ¾ всех православных) распределена между УПЦ Киевского патриархата и УПЦ Московского патриархата. Православные, относящие себя к УПЦ МП, достаточно равномерно распределены по основным регионам страны (примерно по 20-25% от всех православных в регионе). А вот прихожане УПЦ КП заметно чаще встречаются на Западной Украине (63%) и в Центре (53%), чем на Юге (50%) и Востоке (40%). В настоящее время между руководством различных православных конфессий сложились напряженные отношения по целому ряду вопросов. И это не может не оказывать негативного влияния как на их паству, так и в целом на позиции православия в Украине. По всей видимости, одним из следствий этого раскола является то, что сегодня примерно каждый пятый православный в Украине не может идентифицировать себя с какой-либо конкретной православной конфессией. 
Назад