Продукты питания: места приобретения и качество

Во времена сплошного дефицита в СССР основная проблема при покупке продуктов питания нередко формулировалась так: где приобрести хоть что-то? Прошли годы и на смену продуктовому дефициту пришло продуктовое изобилие, которое манит с витрин и полок супермаркетов, магазинов, магазинчиков, киосков и других видов торговых заведений. Но сегодня при покупке продуктов питания возникает новая проблема: где лучше покупать нужные продукты? А еще актуальным стал выбор из всего многообразия действительно качественной продукции.

Как показывают результаты сентябрьского опроса*, на сегодняшний день украинцы чаще всего предпочитают покупать продукты питания в торговых точках трех видов: супермаркетах (57%), на рынках (46%) и в небольших магазинах «у дома» (41%). Значительно реже такие покупки совершаются на оптовых продуктовых базах (8%), на раскладках и в киосках (3%) или в любых других видах торговых точек. Достаточно редко украинцы потребляют продукты, произведенные в собственном хозяйстве (5%). Следует отметить, что с 2016 года заметно выросла доля украинцев, которые покупают продукты в супермаркетах (с 43% до 57%) и в небольших магазинах «у дома» (с 37% до 41%). Вместе с тем, они реже стали потреблять продукты собственного производства (соответственно, 5% в 2020 г. против 18% в 2016 г.), А также покупать их у уличных торговцев (1% в 2020 г. против 4% в 2016 г.).

Заметную роль в выборе места для покупки продуктов питания играет тип населенного пункта, в котором проживают украинцы. Так, жители областных центров чаще совершают регулярные покупки продуктов в супермаркетах (77%), чем жители обычных городов (61%) и сельской местности (32%). Кроме того, городские жители значимо чаще делают покупки продуктов на рынках, чем это делают сельские жители (50% против 38%). Чаще покупка продуктов в небольших магазинах «у дома» встречается среди жителей села (58%) и обычных городов (38%), а реже всего — среди жителей областных центров (28%). Что касается потребителей продуктов, произведенных в собственном хозяйстве, то они наиболее часто встречаются среди сельских жителей (11%), и заметно реже — среди жителей обычных городов (2%) и областных центров (1%).

Определенное влияние на потребительские предпочтения украинцев оказывает также регион их проживания. Так, наиболее низкий удельный вес тех, кто покупает продукты в супермаркетах, зафиксирован среди населения Западной Украины (42%), а самый высокий — среди жителей Востока страны (72%). К тому же жители восточных областей чаще делают покупки продуктов в магазинах «у дома» (49%), чем жители Центра (40%) и Юга (26%). В южных областях Украины зафиксирована самый высокий по стране удельный вес покупателей продуктов на рынках (65%).

В определенной степени потребительские предпочтения украинцев связаны с уровнем их достатка: лица, которые считают уровень своего достатка низким, значимо чаще совершают покупки продуктов в небольших магазинах «у дома» (47%), чем те, кто считает свой достаток средним (37% ) или высоким (28%). В то же время люди с низким уровнем достатка значимо реже, по сравнению с теми, кто имеет средний достаток, покупают продукты питания в супермаркетах (соответственно, 53% против 61%).

Также на выбор места регулярных покупок продуктов питания влияет возраст украинцев: лица в возрасте до 50 лет покупают продукты в супермаркетах чаще (61-64%), чем это делают лица пенсионного возраста (46%). С другой стороны, представители средней и старшей возрастных групп населения (от 40 лет и старше) чаще покупают продукты на рынках (48-52%), чем молодежь (37%).

На сегодня примерно две трети украинцев (67%) в той или иной степени удовлетворены качеством покупных продуктов. Если сравнить эти данные с результатами аналогичного опроса, проведенного в 2016 году, то можно заметить, что уровень удовлетворенности украинцев продуктами питания вырос на 25%, тогда как удельный вес, не удовлетвореных их качеством на 23% снизился.

Уровень удовлетворенности украинцев покупными продуктами питания в определенной степени связан с оценкой ими своего достатка. Так, те, кто считает уровень достатка своей семьи низким, значимо чаще испытывает неудовлетворенность качеством приобретенных продуктов, чем лица со средним уровнем достатка (38% против 20%). И наоборот: среди той части населения, которая считает свой достаток средним, значимо чаще встречаются довольные качеством приобретенных продуктов, чем среди тех, кто имеет низкий достаток (77% против 56%).

Кроме того, небольшое влияние на удовлетворенность качеством покупаемых продуктов питания имеет регион проживания. Например, среди жителей Центра страны значимо чаще встречаются в целом довольны качеством приобретенных продуктов (73%), чем среди жителей Юга (63%) и Востока (62%). А среди жителей восточных областей выше удельный вес тех, кто не доволен качеством продуктов (33%), чем среди жителей Центра страны (23%).

 PDF-версия:

Продукты питания_октябрь_2020_рус

*Опрос проводился в период с 5 по 15 сентября 2020 года. Всего опрошено 1801 респондент в возрасте от 18 лет и старше. Выборка репрезентирует население Украины по полу, возрасту, типу населенного пункта и региону проживания (за исключением неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей, АР Крым и г. Севастополь). Метод опроса – личное формализованное интервью (face-to-face). Максимальная погрешность выборки не превышает +/-2,4%.

Назад