Основные риски участников политического процесса, связанные с досрочными парламентскими выборами

Главным событием в жизни страны на последней неделе стало подписание Президентом В.Ющенко Указа о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады 5 созыва.
Кардинальные расхождения в позициях участников политического противостояния (коалиции и правительства – с одной стороны и оппозиции и Президента – с другой) относительно досрочных выборов заключаются в отношении к необходимости их проведения: нужны ли досрочные выборы, или в их проведении нет необходимости. В то же время обе стороны солидарны (по крайней мере, в своих заявлениях) в уверенности в своей победе.
Однако, очевидно, что в случае проведения досрочных выборов, какая то из сторон проиграет. И тут встает вопрос – кто и чем рискует в случае своего проигрыша.

Партии коалиции 
Очевидно, что для коалиции основной риск связан с тем, что в сумме ее участники не смогут получить большинство в результате досрочных выборов. Соответственно, составляющими частями этого большого риска являются риски отдельных участников нынешнего парламентского большинства.
В целом по данным различных социологических опросов Партия регионов остается лидером электоральных симпатий. Даже если взять минимальный из всех обнародованных результат в 24,5 %. В случае если статистическая погрешность (2,2%) «прибавится» к коалиции, она, естественно, увеличит свое представительство в Раде. Однако все равно не получит желанных 300 голосов. А вот если статистическая погрешность «сместится» в пользу нынешней оппозиции, то расклад в парламенте существенно изменится:
БЮТ – 21,1% (плюс 2,2%);
«Наша Украина» — 10,4% (плюс 2,2%);
Партия регионов – 22.3% (минус 2.2%);
СПУ – 2.2%;
КПУ – 4.9%.
Как видно – оппозиционные силы имеют неплохие шансы получить большую народную поддержку.

Подчеркиваем, этот результат получается, лишь отталкиваясь от минимальных мартовских социологических исследований, обнародованных ФОМ Украина. Ближе к маю картина может измениться как в одну, так и в другую сторону. Социология же знает примеры, когда в последние дни перед выборами рейтинг оппозиционных сил возрастает. Как это было, в частности, с БЮТ в 2006 году.

Также следует отметить, что на прошлых выборах лидеры Партии регионов недооценили собственные силы. Как известно, в ПР бытовало мнение, что проходная часть списка заканчивается на 150-м месте. В этот раз есть основания полагать, что проходных мест в списках «на всех не хватит». А это может обострить противоречия между различными группами внутри ПР.

Утверждение, что «излишняя политическая гибкость» Александра Мороза похоронила рейтинг СПУ воспринимается в украинском политикуме едва ли не как аксиома. Результаты социологических опросов регулярно свидетельствуют: показатели СПУ не выходят за рамки статистической погрешности в 2-2,5%. Получается, что одним из возможных выходов из сложившейся критической ситуации для Александра Мороза может стать попытка блокирования с Партией регионов. Но, как известно, ПР отказалась от создания оппозиционного блока в 2005 году, находясь в гораздо более сложной ситуации, говорить же о таком стремлении сейчас – еще меньше оснований. Директор института глобальных стратегий Вадим Карасев полагает, что социалисты сами на выборы не пойдут, так как шансов у них мало. Хотя, если «регионалы» их к себе не возьмут, то и выбора у СПУ не останется: «Теоретически социалисты могут попасть в список Партии регионов, но не думаю, что Александр Мороз войдет в его первую пятерку». Другими словами – досрочные выборы для СПУ в целом и А.Мороза в частности с большой долей вероятности будут означать политическую смерть. Даже если нынешний глава Верховной Рады и попадет в новый состав парламента, возглавить его он уже вряд ли сможет.

Оппозиция
Среди оппозиционных сил больше всего рискует Наша Украина. Во-первых, перед блоком партий «Наша Украина» и так стоит нелегкая задача переформатирования, связанная с общим кризисом национал-демократического движения. Во-вторых, неопределенными остаются перспективы отдельных участников блока. От «НУ» явно откололись промышленники и предприниматели. Рух Тарасюка склоняется к идее создания правого блока с УНП Юрия Костенко. Не до конца понятны перспективы «Собора» А.Матвиенко. В-третьих, проходная часть «нашеукраинского списка» никак не отличается большими размерами, а при ее формировании предстоит учесть интересы огромного количества политических субъектов: лично Виктора Ющенко, группы «любых друзив», интересы соратников по блоку – и, возможно, интересы лично Юрия Луценко.

Кроме того неясно сколькими мандатами готова пожертвовать Наша Украина ради привлечения Ю.Луценко в свои ряды. Присутствие Ю.Луценко в списке Нашей Украины может существенно увеличить рейтинг этой политической силы, но с другой стороны экс-министр внутренних дел не может не понимать, что без группы преданных ему людей во фракции он фактически утратит влияние в блоке. А если все-таки будет создан некий предвыборный проект «Блок Луценко», то неясными остаются перспективы его попадания в парламент.

Ряд рисков возникает и перед главным инициатором проведения досрочных парламентских выборов – Ю.Тимошенко. Первой проблемой Тимошенко и блока ее имени являются вполне обоснованные сомнения в том, что на выборах БЮТ покажет результат, достаточный для того, чтобы Юлия Владимировна получила должность премьер-министра. С одной стороны, результаты последних социсследований отнюдь не гарантируют, что БЮТ и Наша Украина смогут суммарно набрать больше голосов, чем их соперники из нынешнего «антикризисного» лагеря. С другой – по слухам, Тимошенко очень беспокоит то, что список Нашей Украины на внеочередных выборах возглавит Юрий Луценко.

Во взаимоотношениях с Нашей Украиной заключается вторая проблема, стоящая сейчас перед Ю.Тимошенко. Конечно, на словах она убеждает, что отношения между ее блоком и партией Президента безоблачны как никогда, и на выборы эти два списка пойдут параллельными колоннами, чтобы суммарно набрать как можно больше голосов избирателей. На деле же эти силы останутся главными конкурентами в «условно-оранжевой» части политического спектра и будут бороться между собой за избирателя центральной и западной Украины.

После того, как Президент, распустив Верховную Раду, доказал всей стране, «кто на самом деле в доме хозяин», шансы его политической силы стать лидером на общем с БЮТ электоральном поле могут повыситься. Предположение о том, что в отношениях БЮТ с Нашей Украиной не все так гладко, подтверждается и тем, что широкой общественности до сих пор не предоставлен четкий и конкретный ответ на вопрос, который всегда становился причиной ссор между этими двумя силами, – как в случае победы на выборах партнеры-соперники будут делиться портфелями. Конечно, Ю.Тимошенко сейчас заявляет, что принципы распределения должностей уже разработаны, и кадровая «шахматка» после победы на выборах коалиции БЮТ-НУ будет заполнена за несколько часов после объявления официальных результатов. Но так уже было год назад, и нынешняя ситуация более чем красноречиво демонстрирует цену этих уверений.
Провести результативную кампанию – и в этом заключается третья проблема Тимошенко – БЮТ может помешать плачевное, даже в сравнении с Нашей Украиной, состояние ее избирательных штабов на местах. БЮТ, как проект чисто технологический, мобилизирует свои штабы раз в несколько лет, перед очередными выборами. Успеет ли Тимошенко развернуть сеть своих активистов в областях Украины и провести удачную кампанию на протяжении нескольких недель, оставшихся до выборов – также вопрос.
Еще одним риском для БЮТ остается отсутствие четкой стратегии формирования избирательного списка.

Президент
В чем-то решение Президента сродни решению Цезаря перейти Рубикон. Один из рисков В.Ющенко совпадает с рисками оппозиции – поражение его партии на внеочередных выборах. Второй риск связан с тем, что в нынешней ситуации в отличие от 2004 г. В.Ющенко не имеет такого морального преимущества. А также Президент не обладает полным контролем над силовиками, а ниша гаранта стабильности активно осваивается премьер-министром.
В.Ющенко вряд ли способен разогнать депутатов силой, опечатать здание Рады, блокировать деятельность правительства. Вся его ставка – на активные публичные действия Тимошенко, Луценко и команды. Президент фактически отдал инициативу в их руки. Смогут ли публичные политики переиграть госаппарат – это еще один риск.
Если же выборы все-таки состоятся, то их исход не очевиден и велика вероятность того, что новый парламент будет иметь примерно тот же состав, что и сегодня. Коммунисты могут улучшить свое положение, Соцпартия – ухудшить, и даже вылететь из Рады. Поэтому Мороз более всех заинтересован в сохранении status quo. У оранжевых ведущая роль перейдет к БЮТ и, возможно, к новому объединению во главе с Юрием Луценко. В любом случае – В.Ющенко не удастся вернуть всю полноту былых полномочий.
И, наконец, на наш взгляд, главный риск Президента заключается в том, что если Конституционный суд не признает законным его указ, В.Ющенко, возможно, придется либо подавать в отставку, либо полностью отказаться от активных действий и превратиться в посмешище. Примерно такой же исход будет и в случае отмены Президентом своего указа.

Страна
Впрочем, риски отдельных политиков и политических сил – ничто в сравнении с рисками страны. И количество этих рисков зависит от уровня зрелости украинских политиков. Однако, на наш взгляд, основными являются два. Первый – до какого предела дойдет противостояние, дестабилизируется ли ситуация в стране, вплоть до столкновений на улицах.
Поскольку в Украине существует четкое территориальное разделение сторонников разных политических партий, как только политическая ситуация обостряется – усиливается деление страны. Поэтому от ответственности политиков зависит единство страны. Его потеря является вторым и самым опасным риском Украины.

Назад