Обзор рынка соусов Украины

«Соус скрывает тысячу грехов» 
Старинная поварская поговорка
Умело подобранные приправы и пряности способны превратить любое блюдо в гастрономическое удовольствие. Не случайно мировой рынок специй, соусов и приправ, львиную долю которого составляют так называемые «мокрые» специи и приправы (соусы), не ощутил на себе колебаний глобального финансового кризиса. А украинский рынок, несмотря на то, что экономическая рецессия не обошла его стороной, быстро восстанавливается и набирает обороты. По мнению операторов, отечественный рынок соусов в ближайшие годы будет расти в среднем на 5-7% в год в натуральном выражении.
Основные тенденции в развитии соусного сегмента в будущие несколько лет в Украине, также как и в мире в целом, будут определяться ориентацией потребителей на здоровое питание, желанием потреблять экологически чистую продукцию и интересом к иностранной кухне.
Уже сейчас украинские потребители, не обладая достаточной платежеспособностью для приобретения продуктов, отвечающих экологическим стандартам, ищут пути для изменения своего рациона. Например, все чаще выбирают майонез с меньшей калорийностью, а то и вовсе отказываются от его потребления. Интерес же к оригинальным видам соуса и сложным соусам в Украине, как и в мире в целом, наоборот, растет. Производители не заставляют себя ждать и активно обновляют ассортиментную линейку соусов. Так, по данным, опубликованным в Prepared Foods’ в феврале 2011 г., только на рынке США в 2010 г. было запущено 1778 новых соусов и приправ. В Украине также производители запускают инновационные вкусы, оптимизируют и изменяют ассортимент. Например, компания «Верес» в течение 2011 г. вывела на рынок новые продуктовые позиции, в том числе, и уникальные соусы гриль. В целом, в отличие от ряда западных стран, сложные соусы в Украине уступают по объемам потребления моносоусам – майонезу и кетчупу, но постепенно сложные соусы увеличивают свою долю.
Рынок соусов Украины оценивается экспертами как привлекательный, но и высококонкурентный: наблюдается консолидация рынка с вытеснением мелких и неконкурентоспособных предприятий.
Ситуация на отечественном рынке 
По данным 2010 г., озвученным «Маркетинговой компанией «Синергия», денежная емкость украинского рынка соусов составляет около 3 млрд грн. в год.
Основная доля в производстве соусов, по результатам первых 5 месяцев 2012 г., приходится на сегмент майонезов и эмульгированных соусов – 63,4%, треть приходится на сегмент кетчупов и томатных соусов и только 3,3% на производство горчицы.
По состоянию на сегодняшний день наблюдается стагнация майонезного сегмента и восстановление, рост всех остальных сегментов. Так, если в 2009 г. была зафиксирована минимальная за последние 5 лет емкость соусного рынка в натуральном выражении (выпуск белых соусов в 2009 г. по сравнению с 2008 г. сократился на 8,8%, кетчупа и соусов на томатной основе на 16,6%, и лишь производство горчицы увеличилось на 5,4%), то в 2010 г. рынок соусов, кроме майонезного сегмента, начал активно наращивать обороты. Производство кетчупов увеличилось на 11,9% и достигло 78,9 тыс. тонн, горчицы – выросло на 12,8% и достигло 8,8 тыс. тонн. В 2011 г. объемы производства кетчупов и томатных соусов продолжали расти и достигли уровня 2008 г. – 84,1 тыс. тонн. В то время как объемы производства майонеза и эмульгированных соусов в 2010-2011 гг. ежегодно снижались на 1 тыс. тонн.
За период 2008-2011 гг. объем рынка майонеза в денежном выражении, по оценкам финансово-аналитической группы «Про-консалтинг», несмотря на сокращение объема в натуральном выражении, вырос в 2 раза. По данным Агентства промышленных новостей, производство майонезов и эмульгированных соусов в Украине в 2011 г., по сравнению с 2010 г., в денежном выражении выросло на 24% и достигло 1,79 млрд грн. Такой результат эксперты объясняют подорожанием сырья.
Ситуацию в майонезном сегменте эксперты оценивают как перенасыщение рынка, указывая на снижение темпов производства, стабилизацию уровня импорта, сокращение количества игроков и уход с рынка мелких игроков, невысокую рентабельность производства (5-8%), вытеснение с рынка дешевой некачественной продукции и продвижение мощных национальных брендов. Количество игроков майонезного рынка, по данным финансово-аналитической группы «Про-консалтинг», сократилось с 90 в 2009 г. до 66 в 2011 г., из них крупными являются только порядка 10 производителей.
Участников отечественного сегмента майонеза эксперты делят на три группы:
 основные масложировые комбинаты, работающие с советских времен: ОАО «Волиньхолдинг» (ТМ «Торчин Продукт»), ЗАО «Львовский жиркомбинат» (ТМ «Щедро»), ЗAО «Чумак», ООО «Фирма «Олис» и т.д. В 2011 г. «старожилы» отрасли удерживали 40% отечественного рынка;
 новые компании с агрессивной маркетинговой политикой: ООО «ТК «Урожай» (бывшее ЗАО «Славолия»), ООО «Прайм-Продукт», ЧП «Виктор и К» и т.д. Части компаний из этого сегмента после кризиса удалось увеличить свою рыночную долю. Как отмечает руководитель проектов международной аудиторской сети Kreston GCG А. Куксин, рост продемонстрировал «Прайм-Продукт», благодаря расширению сырьевой базы, усилению мощностей, а также расширению рынка сбыта.
 мелкие региональные фирмы без собственных брендов: ООО «Многопрофильное предприятие «Кристалл» (г. Полтава), ООО «Нововодолажский масложировой комбинат» и т.д. На их долю в 2011 г. приходилось порядка 18% производства майонеза. Столь значительную долю региональных компаний эксперты объясняют относительной простотой «входа» на рынок майонеза – не требуются значительные капиталовложения, доступно основное сырье (растительное масло).
Сегмент кетчупа эксперты рассматривают как более перспективный, и прогнозируют его рост. Но и конкуренция в этом сегмент выше. По оценкам операторов рынка, в сегменте работают 29 игроков, при этом 4 из них контролируют 90% рынка (ОАО «Волыньхолдинг», ЗАО «Чумак», ЧП КФ «Пани Кристина», ООО «Агрокосм»).
Безоговорочным лидером рынка майонеза и кетчупа является ТМ «Торчин» (производитель ОАО «Волыньхолдинг», принадлежащий компании Nestle Украина). По данным исследования, проведенного компанией Research & Branding Group в апреле 2012 г. (сбор информации проводился методом личного интервью в 24-х областях Украины и АР Крым; респонденты отбирались по квотной выборке, репрезентирующей взрослое население страны по месту проживания, полу и возрасту), 37,8% украинцев чаще всего покупают майонезы и кетчупы ТМ «Торчин». По собственным оценкам производителя, ТМ «Торчин» лидирует в сегменте холодных соусов. На начало 2011 г. доля бренда на рынке кетчупов составляла 63,4%, майонеза – 23%, горчицы – 48,5%, соусов – 51,9%, заправки для супов – 97%.
Сильные позиции на рынке удерживает и ТМ «Чумак» (производитель ЗАО «Чумак», значительная часть уставного капитала которого сейчас принадлежит Dragon Capital и East Capital Bering Ukraine Fund) – для 16,4% потребителей майонезов и кетчупов данный бренд является регулярной маркой. В тройку лидеров по основным маркетинговым показателям входит и ТМ «Верес» (ЗАО «Агроэкопродукт», входящее в ГК «Верес»).
Серьёзными игроками отечественного рынка майонеза и кетчупа, которым удается удерживать от 1,1% до 5,8% постоянных потребителей, являются также ТМ «Щедро» (ПАО «Львовский жиркомбинат», входящий в компанию «Торговый дом «Щедро»), ТМ «МакМай» (ООО «Прайм-Продукт», г. Макеевка Донецкой области), ТМ «Олейна» и ТМ «Олис» (компания «Бунге Украина», для которой майонезы производит ООО «ТК «Урожай», Донецкая обл.), ТМ «Руна» (ОАО «Луцк Фудз»), ТМ «Господарочка» (ООО Торговый дом «Господарочка», г. Одесса), ТМ «Помидора» (ООО «АСС», Днепропетровская обл.), ТМ «Королівський смак» (ПП «Виктор и К», Кировоградская обл.), ТМ «Calve» (ООО «Юниливер Украина»), ТМ «Олком» (ОАО «Киевский маргариновый завод»), ТМ «Форес» (ООО «Форес», г. Одесса).
Назад