Общие тенденции развития киноиндустрии в Украине

Кино традиционно считается наиболее массовым видом искусства не только в Украине, но и, пожалуй, во всем мире. За сотню лет своего существования кино значительно опередило другие виды искусства по масштабам своего влияния на широкие народные массы, по объемам вращающихся в этой сфере средств, по своему идеологическому потенциалу. И сегодня кино – это не только искусство, но еще и коммерческая индустрия, и политический инструмент, и массовое развлечение, и многое-многое другое. В данном материале мы кратко рассмотрим актуальное состояние киноиндустрии в Украине и дадим небольшой социологический срез современного украинского кинозрителя – его кинематографические предпочтения и социально-демографическую характеристику.
 
Разворот государственной политики в отношении национального кино 
Вплоть до осени 2015 года в Украине в течение нескольких лет наблюдалась устойчивая тенденция сокращения государственных расходов на национальный кинематограф. Если в госбюджете 2012 года на нужды Государственного агентства по вопросам кино было выделено 178,5 млн грн, то в бюджете на 2015 год на его нужды было предусмотрено 75,5 млн грн, что в четыре раз меньше, чем запрашивало агентство. Налицо более чем двукратное сокращение финансирования отрасли за всего лишь три года.
Вместе с тем, в первой половине 2015 года, видимо, была пройдена нижняя точка внимания государства к проблемам украинской киноиндустрии.
Уже в сентябре 2015 года в рамках внесения изменений в государственный бюджет Украины финансирование национального кино было увеличено на 100 млн грн. Эти деньги целевым образом направляются на создание и дистрибуцию игровых и документальных фильмов патриотической тематики.
Более того, в госбюджете на 2016 год на нужды Госкино планируется выделить 271 млн грн, в том числе 260 млн грн – на создание и распространение украинских кинокартин (для сравнения, на эти цели в 2013 году выделялось 145 млн грн, а в 2014-м – 114 млн грн – см. Диаграмма 3).
 
Расходы на кинематографическую отрасль в Украине, млн грн. 
Отметим, что бюджетное финансирование кинематографической отрасли в Украине проходит по статье «Расходы на Государственное агентство по вопросам кино». Львиная доля этих средств тратится на создание и распространение национального кино и поддержку Национального центра Довженко.
Остальные расходы приходятся на руководство и управление в сфере кинематографии, организацию концертно-художественных, культурологических мероприятий, финансовую поддержку Национального союза кинематографистов и гранты президента Украины молодым деятелям искусства в сфере кино.
Помимо увеличения государственного финансирования отечественного кино, парламент сохранил налоговые льготы кинопроизводителям и дистрибьюторам, которые должны были быть отменены с 1 января 2016 года. Согласно принятому Верховной Радой в 2010 году закону о киноиндустрии производство, дублирование и распространение фильмов в Украине освобождалось от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС).
Ликвидация льготного налогового режима в нынешних экономических реалиях поставила бы под большой вопрос перспективы дальнейшего развития киноиндустрии в Украине. Наибольшую угрозу отмена льготного налогообложения представляла для однозальных кинотеатров, которых в Украине насчитывается 64, или примерно треть от общего числа. Однако законодатели пошли навстречу кинопроизводителям и продлили им освобождение от уплаты НДС.
Более того, Верховная Рада в январе 2016 года приняла в первом чтении закон о государственной поддержке кинематографии в Украине (регистрационный номер — №3081-д), который предусматривает новые механизмы и источники финансирования национального кино.
В частности, закон предусматривает увеличение бюджетного финансирования кинематографической отрасли за счет поступлений от лотерей.
Кроме того, согласно закону государство будет финансировать 50% расходов на создание отечественных сериалов, 80% расходов на полнометражные фильмы и 100% расходов на дебютные, документальные, просветительские, анимационные и детские киноленты.
Также закон предусматривает поддержку украинских и зарубежных кинопроизводителей путем возвращения им 25% вложенных продюсерами средств и 10% расходов на актерские гонорары. При этом в новом законе отказались от идеи введения специального сбора на развитие украинского кино, который должны были платить провайдеры, дистрибьюторы и телеканалы.
Вышеперечисленные шаги – это явные признаки того, что государство начинает разворачиваться лицом к кинематографической отрасли. Не в последнюю очередь этот разворот происходит вследствие драматических событий потрясших Украину в последнее время.
К правящим элитам приходит все более ясное понимание того, насколько важным фактором формирования национальной идентичности и укрепления национальной безопасности является конкурентное и качественное отечественное кино.
 
Сокращение национального рынка и сети кинотеатров и вытеснение российского контента
Военные, политические и экономические события последних двух лет в Украине заметно повлияли на положение дел в национальной киноиндустрии, как на количественные показатели, так и на контент.
Прежде всего, потеря Крыма и Востока Украины в 2014 году привела к сокращению емкости национального рынка – в Крыму и Севастополе проживает 2,5 млн человек, в непризнанных ДНР и ЛНР – около 3,5 млн человек. В итоге украинская киноиндустрия недосчиталась порядка 6 млн потенциальных потребителей.
Кроме того, украинские кинопрокатчики потеряли доступ к немалому числу киноэкранов. Согласно данным Госкино по состоянию на начало 2014 года в Украине действовало 466 современных кинозалов. За год вместе с утраченными территориями было потеряно не менее 82 залов. Таким образом, к началу 2015 года в стране функционировало порядка 380 кинозалов, оснащенных современной аппаратурой.
Однако, по мнению некоторых экспертов, действующих залов в стране все же немного больше.
Так, например, по данным компании «Киносвит диджитал», занимающейся установкой и обслуживанием оборудования для кинотеатров, в 2014 году в Украине функционировало 189 кинотеатров с 465 современными залами. В 2015 году с украинскими прокатчиками продолжали сотрудничать 167 кинотеатров, общее количество экранов в которых составляет порядка 420-ти. При этом потери в Крыму и на Востоке были частично компенсированы приростом на остальной территории Украины, который составил 22 новых кинозала за один год.
Отметим, что в любом случае, полтысячи экранов – это совершенно недостаточная сеть для полноценного развития кинематографа и кинопроката в стране такого масштаба, как Украина.
Для сравнения скажем, что в более-менее сопоставимых по размеру с нашей страной Великобритании и Германии – по 4 тысячи, а во Франции – 5 тысяч залов. В соседней России – 3,5 тысячи действующих кинозалов, а в США – порядка 50 тысяч. Еще одна проблема состоит в том, что сеть кинотеатров в Украине в основном сосредоточена в крупных населенных пунктах, что ограничивает возможность приобщиться к киноискусству у жителей небольших городков и сел. Так, в городах-миллионниках расположены 226 залов, в городах с населением свыше 500 тысяч жителей – 55 залов, в городах с меньшей численностью населения – 183 зала.
При этом, наиболее сложная ситуация в районных центрах. По информации Госкино из 453 райцентров в Украине (без учета Крыма и зоны АТО) только в 76 есть действующие кинотеатры.
По данным Омнибуса, проведенного Research&Branding Group, указали, что в их населенном пункте нет кинотеатра 36,5% сельских жителей, 13,9% жителей городов, и всего лишь 0,5% жителей областных центров. Еще одна устойчивая тенденция последнего времени в украинской киноиндустрии – это вытеснение российского контента как с телевизионных, так и с широких экранов.
На протяжении последних полутора лет Министерство культуры Украины и Госкино проводили систематическую работу по аннулированию прокатных свидетельств российских кинокартин сериалов. В результате, по состоянию на март 2016 года к показу на телевидении и в кинотеатрах Украины запрещен 431 российский фильм и сериал.
 
Тенденции украинского кинопроката: в гривне – рост, в валюте – падение 
Несмотря на непростые условия и кризисные явления последних лет, в том числе и экономические неурядицы, украинцы не перестали ходить в кино. Хорошей новостью для отечественной киноиндустрии, наряду с увеличением государственного финансирования национального кинопроизводства, стало увеличение кассовых сборов и количества проданных билетов в украинских кинотеатрах в прошедшем году.
По данным медиаконсалтинговой компании «Медиа Ресурсы Менеджмент», общий бокс-офис (суммарные кассовые сборы) кинопроката в Украине в 2015 году составил 1,2 млрд грн, что является рекордом в украинской истории и почти на 300 млн грн больше, чем годом ранее (см. Диаграмма 4). Количество проданных билетов на киносеансы в 2015 году составило 21,2 млн, что на 1,7 млн больше, чем в 2014 году.
Суммарные кассовые сборы 
Однако есть и обратная сторона этих процессов, обусловленная кратной девальвацией национальной валюты, произошедшей в последние два года. В результате рост бокс-офиса на треть в гривне – с 856 млн грн в 2013 году до 1,2 млрд грн в 2015-м, обернулся двукратным падением в долларовом эквиваленте за тот же период – со 107 до 55 млн дол США.
И это плохая новость для кинопрокатчиков, поскольку контент, демонстрируемый на широком экране, а также оборудование для кинотеатров закупаются преимущественно за рубежом в твердой валюте.
Неизбежным следствием такого положения дел стал ощутимый рост средней цены билета на киносеанс – с 43 грн в 2013 году до 57 грн в 2015-м.
Отметим также падение интереса к картинам российского (и совместно с Россией) производства. Если в 2013 году в украинском прокате было 32, а в 2014 году 35 таких фильмов, то в прошедшем году их количество снизилось до 21. Соответственно, снизились и продажи билетов: если в 2013 и 2014 гг. на российские релизы было продано по 2,6 млн билетов, то в 2015 году – всего 1,5 млн.
 
Елена Карина
Назад