Нравственные представления жителей Украины

В любом цивилизованном обществе существуют две важнейшие регулятивные системы — право и нравственность, которые устанавливают принципы и нормы отношений во всех сферах жизни людей, а также контролируют их соблюдение каждым членом этого общества. При этом нормы права являются для людей внешним фактором, поскольку разрабатываются и устанавливаются специальным органом — государством, которое также контролирует исполнение этих норм каждым членом общества и применяет соответствующие санкции к тем из них, кто отказывается их соблюдать. С нравственностью дело обстоит иначе. Общество непосредственно, без привлечения государства, устанавливает и контролирует нормы и правила поведения, которые обязывают людей вести себя определенным образом, в зависимости от ситуации. Общество непосредственно признает определенный стереотип поведения правильным и наиболее оптимальным на данном этапе времени. Поэтому о морали говорят, как о своеобразной коллективной воле людей, которые и представляют собой общество. Эта система нравственных правил, требований и оценок нацелена на то, чтобы согласовать между собой интересы всех индивидов общества и обеспечить им мирное сосуществование.
Разумеется, оценки в толковании одних и тех же поступков и явлений разными людьми могут различаться. И поскольку санкции за нарушение этих норм могут быть весьма болезненными (общественное порицание, бойкот и т.п.), становится понятным, что содержание нравственных представлений окружающих нас людей имеет огромное практическое значение, т.к. от этих представлений во многом зависит душевный комфорт и покой каждого из нас. В этой связи мы решили познакомить своих читателей с некоторыми данными, полученными в ходе мартовского Омнибуса.
Как и следовало ожидать, подавляющему большинству наших респондентов (более, чем 4/5 их общей численности) знакомо такое понятие, как «нравственность». Правда, небольшая часть опрошенных либо затруднилась определить, знакомо ли ей это понятие, либо заявила, что никогда не слышала этого слова.
 
Несмотря на о, что само по себе понятие «нравственность» известно довольно значительной части населения Украины, далеко не каждый знающий это слово понимает его смысл и способен раскрыть это понимание. Всего это попытались сделать примерно трое из каждых четверых респондентов, к которым мы обратились с соответствующим вопросом.
  Оказалось, что чаще всего под нравственностью они понимают те личностные качества людей, которые необходимы для обеспечения в обществе современного понимания нравственности: порядочность, честность, совестливость, справедливость, отзывчивость и др. Несколько реже они включают в это понятие ценности, нормы и стереотипы поведения, которые регулируют отношения между людьми, а также уровень их соблюдения в нашем обществе: хорошее поведение, норма поведения, культура, уровень морали, моральные ценности и т.п. Заметно реже содержание рассматриваемого понятия понимается как внутренний мир человека: вера в Бога, доверчивость, положительные мысли, стремление к высшим идеалам и др. И еще реже смысл нравственности раскрывается через другие понятия, которые, на наш взгляд, не всегда точно характеризуют его: мужество, трудолюбие, патриотизм и т.п.
Как известно, в различных общественных условиях может меняться не только понимание того, что сегодня является нравственным, а что нет, но и уровень соблюдения принятых в обществе принципов и норм поведения. В этой связи мы попросили наших респондентов оценить, как нынешний уровень нравственности украинского общества соотносится с уровнем нравственности советских времен.
Оказалось, что большинство украинцев, знакомых с понятием «нравственность» (примерно 2/3 из них), считает, что уровень нынешний нравственности нашего общества стал ниже, чем был в советское время.
Следует сказать и о том, что довольно пессимистично респонденты отзываются и о характере перемен, происходящих в области нравственности в последнее время. Только около четверти опрошенных считает, что в последние полтора-два года уровень нравственности в нашем обществе стал выше, чем был до того, или же остался неизменным. Доминирующим же является мнение, что уровень нравственности в этот период имеет тенденцию снижаться.
 
В связи с вышеизложенными фактами хотелось бы пояснить следующее. То, что большинство опрошенных дает негативную оценку процессам, происходящим в сфере нравственности украинского общества, корректно было бы рассматривать только как субъективную реакцию массового сознания. И совсем недопустимо было бы рассматривать приведенные выше мнения в качестве объективного показателя положения дел с нравственностью нашего общества. В то же время было бы весьма полезным более глубокое и внимательное изучение вопроса о том, почему состояние нравственности вызывают сегодня такую реакцию общества.
О том, что такой взгляд имеет право на существование, свидетельствуют, по нашему мнению, и высказанные респондентами оценки допустимости совершения некоторых поступков. Эти поступки были подобраны нами с таким расчетом, чтобы каждый из них был в принципе способен вызывать негативную нравственную оценку. Некоторые из этих поступков сравнительно безобидны и реакция общества на них может ограничиться более или менее выраженным осуждением (например, выпить сверх меры или солгать из благих побуждений). Ряд поступков способен повлечь за собой очень серьезные, но всего лишь нравственные санкции (например, супружеская измена или сексуальные отношения с лицами своего пола). А ряд поступков определенно заслуживает не только морального осуждения, но и применения правовых санкций (например, давать взятку чиновнику, ударить политического противника, управлять автомобилем в нетрезвом состоянии).
  Анализ полученных ответов позволяет констатировать, что сегодня наше общество способно достаточно снисходительно отнестись ко лжи, особенно если убедить его, что эта ложь преследовала благие цели. А вот такой общественно опасный поступок, как управление автомобилем в нетрезвом виде, наши сограждане практически единодушно (что, на наш взгляд, вполне справедливо) готовы признать недопустимым. Любопытно отметить, что одновременно с этим заслуживающие уголовного наказания избиение политического противника и дача взятки чиновнику, осуждаются примерно в той же степени, что и перебор со спиртным. Не говоря уже о том, что украинцы оказались куда более единодушными относительно недопустимости супружеской измены и тем более секса с лицами своего пола. Возможно, это просто совпадение, но, на наш взгляд, приведенные выше моральные оценки взяточничества и политического насилия неплохо согласуются с тем, о чем нам ежедневно сообщают отечественные СМИ.
В качестве общего вывода по изложенному материалу хотелось бы отметить следующее. Успешное функционирование и эффективное развитие нашего общества не возможны без формирования высокого уровня нравственности у большинства населения страны. Но нравственность вторична по отношению к общественным условиям, поскольку она является своеобразным переосмысленным и отраженным в общественном сознании продуктом этих условий. Значит, для устранения диспропорций и противоречий в нравственных представлениях мы, прежде всего, должны добиться устранения соответствующих диспропорций и противоречий в условиях нашей жизни.
Назад