Обзор рынка кондиционеров

— У вас есть в продаже такой-то кондиционер?
— Мммм… Кажется, сейчас все раскуплены. Но мы готовы продать Вам холодильник той же фирмы!

Объемы продаж на украинском рынке кондиционеров в этом году росли пропорционально температуре на улице. Прошедший сезон принес резкий скачек продаж по сравнению с аналогичными периодами предыдущих годов.
Результаты проведенного компанией Rasearch&Brandidg Group исследования свидетельствуют о том, что обстановка, сложившаяся на рынке, усложнилась в связи с излишней «перестрахованностью» дистрибьюторов, что привело к острой нехватке оборудования. В связи с этим, характерной для текущего года была конкурентная борьба большого объема прошлогодних товарных «остатков», цены на которые были искусственно завышены для создания спроса.
В целом, текущую ситуацию на рынке климатического оборудования (кондиционеров в частности) эксперты описывают как «не очень хорошую», что «связано с мощнейшим демпингом мелких организаций и частных лиц».

«Подводные камни» рынка кондиционеров
Основными проблемами, по мнению экспертов, на сегодняшний день, выступают:
• таможенные трудности с ввозом кондиционеров, заправленных фреоном и связанная с этим нехватка товара на складах. Данная проблема, по словам экспертов, стала актуальной только в этом году в связи с несовершенным законодательством, его постоянными изменениями;
• большое количество непрофессионалов среди реализаторов и продавцов, увеличение числа фирм, занимающихся неспециализированной продажей кондиционеров (наравне с продажей бытовой техники), что приводит к появлению недоверия к интернет-магазинам у покупателей, специализированным магазинам. Кроме того, по словам участников исследования, деятельность подобных магазинов приводит к распространению на рынке некачественной продукции, продукции с заводскими браками, — «Неспециализированные компании непрофессионально осуществляют сервис и гарантийное обслуживание». Еще одной важной характеристикой работы непрофессионалов является продажа кондиционеров по демпинговым ценам;
• повышение цен на расходные материалы в момент пика сезона;
• еще одной проблемой, актуализировавшейся после завершения сезона продаж, является то, что ассортимент представлен небольшим количеством торговых марок.

Лидеры рынка
По результатам анализа рыночной конъюнктуры представляется возможность выделить несколько лидеров рынка настенных кондиционеров в Украине. Следует отметить, что кондиционеры отечественного производства, к сожалению, среди них не представлены.
Большинство экспертов сошлись во мнении, что на украинском рынке наиболее представлены марки китайских производителей (ТМ китайской сборки): C@H, Dekker, LG, Samsung, Midea и т.д. Кроме того, большинство продаж настенных кондиционеров приходится на нижний и средний ценовой сегмент.

Что важно для покупателей?
Результаты исследования показали, что выбор кондиционера — задача крайне сложная для обывателя. Это обусловлено низкой осведомленностью покупателей о технических характеристиках моделей, их возможностях.

Остальные смотрят на функциональность и надёжность», «Все платят за бренд», «Качество не так играет роль, как реклама. Простой обыватель не разбирается и берет то, что ему предлагают», «Люди смотрят на то, что стоит у соседа и себе покупают тоже».
С влиянием экономического кризиса, покупатели, по словам экспертов, стали более внимательны и требовательны к тому, что включает в себя цена кондиционера. Все чаще встречаются пожелания, чтоб «максимум в 300$ была включена доставка и установка».
Среди основных изменений по сравнению с предыдущими годами является то, что дизайн становится все менее важным при выборе кондиционера, а роль рекламы – наоборот, возросла, — «Новые образцы не продаются без рекламы». Кроме того, все более значимыми становятся отдельные технические показатели кондиционеров – его шумовые характеристики, температурный диапазон. Покупатели часто обращают внимание на то, чтоб была ионизация воздуха, очистка.
В целом эксперты затруднились выделить какие-либо опасения, существующие у клиентов при выборе кондиционера. Наибольшее опасение вызывают произведенная в Китае продукция в связи с непроверенностью на рынке Украины. При этом, участники исследования признаются, что редкий покупатель готов платить сегодня за качественный кондиционер.

Прогнозы экспертов
Участники сошлись во мнении, что ситуация на рынке кондиционеров в Украине стабилизируется после стабилизации экономической ситуации в стране в целом, увеличения покупательской способности жителей Украины, что, в свою очередь, обуславливает спрос на «комфорт». Наибольшие опасения экспертов связаны с непредсказуемостью погодных условий, холодной погодой летом. Большинство затруднились дать прогноз в отношении ситуации на следующий год. Это связано с нерешенностью таможенного вопроса: «Стоим перед выбором — везти много или мало».
Тем не менее, аналитики полагают, что в 2010г. ожидается прирост продаж в связи с «перспективностью» рынка, его незаполненностью: «Люди уже попробовали, что такое кондиционер на работе, в машине и теперь покупают их себе домой. Это, прежде всего, комфорт», «Полупустой рынок еще. Поэтому будет расти с каждым годом».
Несмотря на достаточно активные темпы продаж в летний период, осенью, как утверждают менеджеры по продажам, спрос на кондиционеры уменьшился лишь незначительно. Особенностью сложившейся ситуации является то, что при явном спросе дистрибьюторские компании и магазины полностью не удовлетворяют покупательский спрос в связи с нехваткой или полным отсутствием товара на складах: «Дефицит до сих пор. Да – спрос есть, но выбор маленький — из 50-ти торговых марок сейчас у нас осталось не больше десяти». При этом, участники исследования не ожидают увеличения спроса до начала мая-июня месяца в связи с тем, что «большинство людей покупают кондиционеры только тогда, когда уже не могут без них обойтись – в жаркий сезон», «это не первая необходимость и люди тянут».
Как показали результаты проведенного исследования, рынок кондиционеров в Украине на сегодняшний день переживает свое становление. Предсказать будет ли спрос на кондиционеры в той же мере, как и в прошлом году, сложно, но в одном сходятся эксперты — независимо от того, будет ли жаркое лето 2011 года и того в каком объеме будут закуплены кондиционеры, конкурентная борьба за потребителя значительно ужесточится. Это, в свою очередь приведет к расширению модельного ряда, постепенному переходу на использование экологически-безопасных компонентов.

В ходе исследования было проведено 15 интервью с менеджерами по продажам климатического оборудования, аналитиками рынка. Экспертный опрос проводился с 20 сентября по 8 октября 2010 г.

Назад