Эмоции украинцев под влиянием COVID-19

Каждый человек в процессе ежедневного бытия переживает множество эмоций. Точнее, эмоции фиксируют наше субъективное отношение к окружающему и внутреннему мирам, демонстрируют отношение к ситуации в целом. Поэтому, фиксирование эмоциональных проявлений в определенный промежуток времени дает возможность понять рефлексию общества на отдельные события, мероприятия и деятельность общественно значимых лиц.

Компания Research & Branding Group с началом карантинных ограничений в стране начала проект Rubicon, который, благодаря своему ролинговому формату, позволяет не только фиксировать изменения в настроениях и эмоциях, но и сравнивать их в динамике с учетом социально-политических факторов.
Итак, рассматривая данные за период с марта по июнь 2020 года*, можно увидеть, что эмоции, которые переживали украинцы, в большинстве случаев менялись довольно динамично.

Так, если рассматривать топ-6 самых упоминаемых эмоций и чувств (надежда, тревога, оптимизм, разочарование, страх и растерянность), то можно выделить следующие тренды:
— менее динамично менялся оптимизм: если в конце марта был зафиксирован уровень в 22%, то в июне, после незначительных изменений, имеем 20% оптимистических настроений;
— наиболее динамично менялась тревога: от начала карантина чувство тревоги снизилось на 21%. Что интересно, резкое падение уровня тревоги было зафиксировано в первой волне после ослабления карантина: с 31% до 17%. По данным июня показатель остался неизменным;
— довольно показателеным является ощущение надежды, которое в течение четырех месяцев продемонстрировало как рост, так и резкое падение. Что интересно, во время карантина первые три волны фиксировали постепенный рост этого показателя. Четвертая «карантинная волна» и две волны «ослабленного режима» демонстрируют падение уровня надежды даже ниже показателя, зафиксированного в первой волне проекта — до уровня 26% (для сравнения, в конце марта-начале апреля надежду указывали 32% украинцев). То есть на сегодня имеем самый низкий показатель за весь период Rubicon;
— вместе с тем, в сравнении «карантинных» и «ослабленокарантинних» волн был зафиксирован рост показателя разочарования, что в целом имеет объяснение в контексте падения надежды. Сейчас о чувстве разочарования сообщили 22% украинцев;
— от начала проекта Rubicon особенно тщательно отслеживалась эмоция страха и динамика ее изменений в эмоциональном фоне украинцев на всех этапах жизни в условиях эпидемии. Так, с начала карантина страх уверенно уменьшался в эмоциональной карте, только после ослабления карантина, в июньской волне зафиксировано несущественный его рост. Так, по результатам последней волны, страх отметили 8% украинцев (для сравнения, в первой волне — 20%). Такую же тенденцию к снижению демонстрировал и показатель растерянности: с 13% в начале до 9% в июне.

Что касается группы эмоций и ощущений, которые по количественным характеристикам отнесены ко второй группе, то тенденции следующие:
— уверенность среди украинцев менялась неравномерно. Самый высокий показатель был зафиксирован в первой «ослабленнокарантинной” волне — 11%. Сейчас в июне имеем 10% уверенности в эмоциональной карте по сравнению с 5% на конец марта — начало апреля;
— интерес проснулся у украинцев с началом ослабления карантина, но сейчас этот показатель практически на карантинном уровне — 5%;
— существенно возросла радость с введением ослабления карантина: с 2% в карантинные времена до 9% после введения послабления и 8% в июне.

Дополнительно интересные различия по группам:
— Гендерные особенности: женщины практически в два раза тревожнее чем мужчины (21% и 12% соответственно), а также в 4 раза чаще признаются в ощущении интереса к тому, что происходит. Вместе с тем, женщины чаще испытывают надежду по сравнению с мужчинами (31% и 23% соответственно).
— Возрастные группы: разочарование гораздо чаще испытывают возрастные категории 18-29 и 30-49 лет, чем группа 50+. Так же эта группа существенно реже отмечает ощущение растерянности.

Эмоции и чувства человека играют существенную роль в понимании тех или иных предметов и явлений. Поэтому продолжаем исследовать эмоциональное состояние украинцев, составлять соответствующую эмоциональную карту страны в динамике, объяснять восприятия различных факторов через призму эмоционального состояния в определенный промежуток времени.

Анна Головицкая
политический консультант R&B Group

 PDF-версия:

Rubicon2.0.4_RB_Report_20200626_7_ru

*Опрос проводился в периоды:
— волна 27 марта – 3 апреля 2020 г.: 1399 респондентов
— волна 4 апреля – 10 апреля 2020 г.: 1409 респондентов
— волна 11 апреля – 17 апреля 2020 г.: 1409 респондентов
— волна 18 апреля — 25 апреля 2020 г.: 1408 респондентов
— волна 27 мая — 2 июня 2020 г..: 1005 респондентов
— волна 3 июня — 8 июня 2020 г.: 1010 респондентов
Опрашивались респонденты в возрасте от 18 лет и старше. Выборка репрезентирует население Украины по полу, возрасту, типу населенного пункта и региону проживания (за исключением неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей, АР Крым, и г. Севастополь). Метод опроса – CATI-опрос (телефонные интервью с использованием компьютера, computer-assisted telephone interviews) роллингового формата. Максимальная погрешность выборки не превышает +/-3,5% — 3,7% в зависимости от волны исследования.

Назад