Источники массовой информации в жизни украинцев

Персонаж одного популярного советского фильма, который «вовремя разглядел, что телевидению принадлежит будущее», утверждал, что со временем оно перевернет жизнь человечества: не будет ни книг, ни газет, ни кино… Будет одно сплошное телевидение. Как мы сегодня видим, этот прогноз оказался пророческим лишь наполовину. Да, с одной стороны, телевидение смогло серьезно потеснить книги, газеты, кино и даже театр. Но с другой – ему самому пришлось серьезно потесниться, как минимум в нише средств массовой информации. Виной тому – Интернет. Как показывают результаты социологического опроса компании «Research & Branding Group», проведенного в марте 2016 г., телевидение является наиболее востребованным средством массовой информации среди украинцев. Но отнюдь не единственным, как утверждал известный киноперсонаж. Так, для 69% жителей Украины ТВ является наиболее часто ипользуемым СМИ. В то же время Интернет является приоритетным СМИ для каждого четвертого жителя Украины (24%). А вот пресса и радио действительно «уходящие натуры»: в качестве приоритетных СМИ их рассматривают соответственно 2% и 1% жителей Украины.
  Данная тенденция характерна для всех регионов Украины, однако, имеются некоторые региональные отличия. Так, для Западной Украины характерна большая популярность ТВ в сравнении с Интернетом, чем в других регионах страны (предпочитают 74% ТВ и 20% Интернет против 66-70% ТВ и 25-26% Интернет в других регионах).
  Востребованность того или иного вида источников массовой информации зависит и от местности проживания. Так популярность телевидения наибольшая в сельской местности (80%), меньше в малых и средних городах (68%) и еще меньше в областных центрах (59%). Прямо противоположная тенденция в отношении Интернета. Больше всего им пользуются именнно жители облцентров (35%), чуть реже жители малых и средних городов (24%) и реже всего жители сельской местности (13%).
В целом предсказуемыми являются возрастные отличия в пользовании различными видами СМИ. Так, молодежь до 30 лет примерно в равной мере пользуется как телевидением (48%), так и Интернетом (45%). Но с возрастом респондентов телевидение все больше выигрывает у Интернета. Так, среди «тридцатилетних» соотношение ТВ и Интернета составляет уже соответственно 55% на 39%, у «сорокалетних» – 72% на 22%, у «пятидесятилетних» – 78% на 14% и у тех кому «за 60» — 89% на 5%.
Собственно телевизионные новости смотрят ежедневно 60% украинцев, 3-4 раза в неделю – 17%, а 1-2 раза в неделю каждый десятый (10%). При этом 6% украинцев не смотрят теленовости.
  Частота просмотра теленовостей зависит от региона страны. Ежедневно больше всего смотрят теленовости на Западе Украины (70%), меньше всего – на Востоке (52%). В южных и центральных областях ежедневно теленовости смотрят 58-59% респондентов. Три-четыре раза в неделю теленовости смотрят примерно одинаковое число (16-19%) жителей всех регионов, а один-два раза в неделю – от 7% на Западе, до 13% на Востоке. Характерно, что вообще не смотрят теленовости 2% жителей западных, 6% центральных и 9-10% южных и восточных областей. Также следует отметить, что порядка 2% украинцев отметили, что не имеют доступа к телевидению. Совсем иная ситуация с новостями в Интернете. Прежде всего, следует отсетить, что в отличие от телевидения каждый третий житель Украины (31%) отметил, что не имеет доступа к данному виду СМИ. При этом практически нет региональных различий в оценке доступности Интернет-СМИ. В целом же каждый пятый украинец (21%) смотрит новости в Интернете ежедневно (от 20% в Центре до 24% на Востоке), каждый десятый (9%) – три-четыре раза в неделю (от 7% на Западе до 11% в Центре), 1-2 раза в неделю новости в Интернете смотрят 8% украинцев (от 5% на Юге до 9% в Центре) и хотя бы раз в месяц – 4% опрошенных (от 3% на Востоке и Юге до 5% на Западе и в Центре). При этом существенные региональные различия отмечаются среди респондентогв, которые не смотрят новости в Интернете: в целом по стране таковых насчитывается 15%. Однако, в южных областях их доля существенно выше, чем в других регионах (23% на Юге против 12-15% в других регионах).
Назад