Искусство для масс – в кино ходит каждый пятый житель Украины

Кино традиционно считается наиболее массовым видом искусства не только в Украине, но и, пожалуй, во всем мире.
За сотню лет своего существования кино значительно опередило другие виды искусства по масштабам своего влияния на широкие народные массы, по объемам вращающихся в этой сфере средств, по своему идеологическому потенциалу.
И сегодня кино – это не только искусство, но еще и коммерческая индустрия, и политический инструмент, и массовое развлечение, и многое-многое другое.
В данном материале мы кратко рассмотрим актуальное состояние киноиндустрии в Украине и дадим небольшой социологический срез современного украинского кинозрителя – его кинематографические предпочтения и социально-демографическую характеристику.
Искусство для масс – в кино ходит каждый пятый житель Украины
По данным всеукраинского Омнибуса, проведенного компанией R&B Group в феврале 2016 года (выборка составила 1801 респондент) за последний год кинотеатр посещали 18,5% украинцев.
Ни разу не ходили в кино в течение последнего года 64,0% жителей Украины. Еще 17,3% отметили, что в населенном пункте, в котором они проживают, нет кинотеатра (см. Диаграмма 1).

Таким образом, в кино ходит примерно каждый пятый житель Украины, но еще примерно столько же наших соотечественников попросту лишены такой возможности.
Больше половины украинцев, посетивших в течение последнего года кинотеатры, обычно ходят в кино один раз в несколько месяцев.
Так, 52,8% респондентов из тех, кто в течение последнего года посещал кинотеатры, обычно ходят в кино 1 раз в 3 месяца и реже, 18,1% – 1 раз в 2 месяца, 14,8% – 1 раз в месяц.
2-3 раза в неделю ходит в кино всего 1,8% респондентов (см. Диаграмма 2).

По данным Государственного агентства по вопросам кино (Госкино) средняя посещаемость кинотеатров в стране составляет 0,44 раза на 1 человека в год, что является одним из самых низких показателей в Европе.
С одной стороны, оценивая посещаемость кинотеатров необходимо учитывать то обстоятельство, что кинопрокат действует в жесткой конкурентной среде, где он соперничает за аудиторию не только с другими видами искусства и массовых развлечений, но и за то, чтобы зритель предпочел просмотр картин именно на широком экране, а не каком-либо другом носителе. И в этом смысле у кинотеатров сегодня имеются мощные и динамичные конкуренты – телевизор, домашний кинотеатр, интернет с возможностью просмотра фильмов на стационарных компьютерах и различных мобильных гаджетах.
С другой стороны, следует принимать во внимание и то, что за рубежом конкуренция не ниже, однако посещаемость кинотеатров существенно выше, чем в Украине. То же касается и доли национального контента в кинопрокате. По данным Омнибуса, проведенного R&B Group, 63,2% респондентов, посещавших кинотеатр за последний год, не посмотрели ни одного фильма украинского производства.
По оценке Госкино кассовые сборы украинских картин составляют около 2,5% от общего бокс-офиса (суммарных кассовых сборов), тогда как в европейских странах этот показатель колеблется в диапазоне 30-60%. Несомненно, для того, чтобы исправить эту ситуацию, создавать и успешно продвигать на рынке конкурентоспособную национальную кинопродукцию, необходимы внимание и поддержка со стороны государства, как в плане финансирования, так и в плане формирования благоприятного для развития отрасли законодательства.
Назад