Фейки в социальных сетях

Как писал австрийский социолог Альфред Шюц, образ жизни, который члены определённой группы воспринимают как естественный, хороший и правильный, порождает множество рецептов того, как обращаться с вещами и людьми. В том числе это касается и информации, которую мы получаем из различных источников и оцениваем как соответствующую нашим представлениям о правде или несоответствующую. Так какими же рецептами руководствуются украинцы, когда это касается распознавания фейков, которые являются вовсе не сказочными, а реальными «отравленными яблочками» для современного человека, захваченного социальными сетями? Поскольку большинство (68%) украинцев пользуются социальными сетями, и большинство из тех украинцев, которые ими пользуются, доверяют или в чём-то доверяют общественно-политической информации в социальных сетях (69%), поставленный вопрос весьма востребован.

Как показывают результаты январского опроса*, украинцы не особенно склонны пользоваться любыми из предложенных им для рассмотрения критериев, список которых был составлен с опорой на рекомендательные материалы и обсуждения на тему фейков. Больше всего украинцы рассчитывают на собственную интуицию (31% использует этот критерий), затем – на наличие аналогичных сведений в других источниках (22%), авторитетность источника информации (19%), наличие подтверждающих фотографий и видеозаписей (18%), наличие ссылки на серьёзные источники (16%), соответствие своим профессиональным знаниям по теме (14%), степень авторитетности источника информации для большинства людей (14%) и мнение близких и знакомых (12%). То, что не различают фейки и правду, засвидетельствовали 11% украинцев, еще 7% затруднились ответить.

В целом, несмотря на первенство собственной интуиции, украинцы более склонны полагаться на те критерии, которые зависят от оценок других источников и людей, а не от оценки, к которой можно прийти собственными силами. Если же вдаваться в детали, то:
— условно говоря, мужчины чаще выбирают публичные критерии, а женщины – приватные: среди мужчин популярнее, чем среди женщин, опираться на авторитетность источника информации и наличие подтверждающих фотографий и видеозаписей, а среди женщин популярнее, чем среди мужчин, опираться на мнение близких и знакомых;
— чем старше становится человек, тем чаще он полагается на себя и одновременно тем большим количеством критериев он расположен пользоваться чаще, чем остальные возрастные категории: люди в возрасте от 18 до 29 лет прежде всего отличаются более частым ориентированием на комментарии к информации, в которых ищут подтверждение или опровержение своим сомнениям, люди в возрасте 30-39 лет – на комментарии и на наличие ссылок на серьёзные источники, люди в возрасте 40-49 лет – на собственную интуицию, люди в возрасте 50-59 лет – на авторитетность источника информации, соответствие своим профессиональным знаниям по теме, степень авторитетности источника информации для большинства людей и мнение близких и знакомых, люди в возрасте 60 лет и старше – на собственную интуицию, авторитетность источника информации, наличие ссылки на серьёзные источники и соответствие своим профессиональным знаниям по теме;
— горожане более «подкованы» в отношении наличия критериев отличия правды от фейка, чем селяне: жители областных центров прежде всего отличаются тем, что чаще устраивают проверку информации собственной интуицией, определением наличия аналогичных сведений в других источниках, определением соответствия своим профессиональным знаниям по теме и определением мнением эксперта по теме, жители города – определением наличия аналогичных сведений в других источниках, определением авторитетности источника информации, определением наличия подтверждающих фотографий и видеозаписей, определением соответствия своим профессиональным знаниям по теме и определением степени авторитетности источника информации для большинства людей, в то время как жители села чаще других затрудняются ответить;
— если говорить о близости рецептов распознавания фейков жителями разных регионов, то в целом жители западного региона похожи с жителями центрального региона, а жители южного – с жителями восточного.

Любопытно также то, как отличия в наиболее популярных используемых критериях выявления неправдивых сведений связаны со степенью доверия к общественно-политической информации в социальных сетях. И те люди, которые доверяют упомянутой информации, и те, которые доверяют только в чём-то, и те, которые не доверяют ей, похожи наиболее частым выбором собственной интуиции и факта наличия аналогичных сведений в других источниках как гарантии правдивости. Но в тройке лидирующих критериев доверяющие также имеют степень авторитетности источника информации для большинства людей, не полностью доверяющие – авторитетность источника информации, а не доверяющие – соответствие своим профессиональным знаниям по теме.

Анна Тащенко для Research & Branding Group

Более подробные результаты опроса в презентации ниже.

*Опрос проводился в период с 24 января по 2 февраля 2020 года. Опрошено 1804 респондента в возрасте от 18 лет и старше. Выборка репрезентирует население Украины по полу, возрасту, типу населенного пункта и региону проживания (за исключением неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей, АР Крым, и г. Севастополь). Метод опроса – личное формализованное интервью (face-to-face). Максимальная погрешность выборки не превышает +/-2,4%.

Назад