Обзор рынка мороженого

К 2018 году мировой объем продаж мороженого достигнет 74 млрд долларов США (по данным консалтинговой компании Lucintel). Традиционно первенство по объему потребления мороженого приходится на США и Нидерланды: в 2013 г. объем потребления мороженого в Нидерландах достиг 28,4 л в год на душу населения, а в США – 20,8 л (по данным компании Uniliver). В последние годы аналитики отмечают также рост потребления мороженого в странах Юго-Восточной Азии.
Рынок мороженого в Украине поступательно растет: увеличиваются как темпы потребления, так и темпы производства мороженого. В 2012 г. производство мороженого в стране возросло на 7,6% и составило 109 тыс. тонн. За первый квартал 2013 г. было продано на 8,4% продукции больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом Украина практически на 99% обеспечивает себя мороженым собственного производства. Часть продукции экспортируется. Причем объемы экспорта динамично растут: за 6 лет – с 2006 г. по 2012 г. – экспорт мороженого в натуральном выражении вырос на 58,7%, а в денежном выражении увеличился в 2,5 раза. Преимущественно мороженое украинского производства поставляется в Молдову, Россию, Израиль, Грузию, Литву.
В Украине сильны традиции потребления мороженого. Согласно результатам национального исследования, проведенного компанией Research & Branding Group в июле 2013 г. , потребителями мороженого являются 73,9% населения (потребляли мороженое за последний месяц). По данным исследования, в сезон две трети потребителей покупают мороженое с частотой от 1 до 3 раз в неделю. Число тех, кто покупает мороженое каждый день, составляет 11,3%, столько же людей едят мороженое 1 раз в 2 недели.
В основном в Украине пользуется спросом порционное мороженое в вафельном или бумажном стаканчике. Однако за последние годы отмечается устойчивый рост доли сегмента мороженого в «семейной» упаковке – от 0,5 до 2 кг. (В целом по СНГ отмечается распространение культуры потребления мороженого в зимний период в домашнем кругу).
В Украине любят пробовать новинки, но основная масса населения (80%) отдает предпочтение традиционному пломбиру, молочному и сливочному мороженому, как в натуральном виде, так и с различными вкусовыми добавками (шоколадное, фруктовое, карамельное).
Тенденция здорового питания определяет несколько направлений современных потребительских трендов: украинский покупатель стал больше внимания уделять вопросу натуральности мороженого и подходит со всей тщательностью к анализу списка ингредиентов. В большей степени стало пользоваться популярностью мороженое, в котором отсутствуют синтетические добавки, красители и ненатуральные ароматизаторы. По оценкам операторов рынка, для потребителя сегодня крайне важны простота рецептуры мороженого, комфорт и удобство в потреблении.
Лидерство на рынке по объему производства удерживают: Житомирский маслозавод (ТМ «Рудь»), ООО «Ласунка» (ТМ «Ласунка»), ЧАО «Геркулес» (ТМ «Геркулес»), компания «Ласка» (ТМ «Ласка»), компания «Элит» (ТМ «Ажур»), Львовский хладокомбинат (ТМ «ЛІМО»). Причем, по оценкам компании «Житомирский маслозавод», в 2012 г. компании удалось занять четверть украинского рынка мороженого.
Согласно результатам исследования компании Research & Branding Group, население достаточно хорошо осведомлено об основных компаниях-производителях мороженого: с опорой на подсказку свыше трети потребителей хорошо знают 7 ТМ мороженого: ТМ «Ласунка» (60,1%), ТМ «Три медведя» (51%), ТМ Геркулес (48,3%), ТМ «Рудь» (45,2%), ТМ «Ажур» (44,3%), ТМ «Буржуй» (38,0%), ТМ «Ласка» (35,8%). При этом свои предпочтения свыше 70% потребителей мороженого отдают следующим торговым маркам – «Ласунка», «Рудь», «Геркулес», «Три медведя», «Ласка», «ЛІМО» и «Ажур». (см.: Диаграмма 1).
Диаграмма 1 Знание и потребление ТМ мороженого 
Среди основных проблем, характерных для рынка мороженого следует выделить проблемы экономического характера, связанные с низкой платежеспособностью населения, высокой стоимостью сырьевых компонентов, падением уровня рентабельности производителей и демпинговой политикой ряда производителей. По оценкам президента Ассоциации украинских производителей мороженого и замороженных продуктов, если в 2009 г. средняя норма прибыльности составляла примерно 30%, то сейчас этот показатель упал до 10%.
Определенные риски для производителей несет политика государства, направленная на защиту потребителей от фальсифицированной продукции. Так, законопроект № 2172, которым предусматривается ограничение минимального содержания молочного жира в продукции на уровне 50%, был подвергнут серьезной критике. По словам представителей Союза молочных предприятий Украины, принятие закона повлечет за собой увеличение стоимости молочной продукции на 30% и поставит вне закона практически все мороженое, производимое в стране.
Несмотря на то, что многие производители проводят политику, направленную на снижение себестоимости продукции, конечный потребитель не имеет возможности оценить снижение и/или стабильность цены на мороженое. Связано это с тем, что постоянно увеличивается розничная наценка на мороженое. По оценкам операторов рынка, если ранее маржа продавцов составляла 20-30%, то на сегодняшний день торговые сети увеличили свою долю до 50-100%.
В ближайшие годы эксперты не ожидают существенных изменений на рынке: по-прежнему основную долю рынка будут удерживать отечественные производители, однако ожидается некоторое увеличение доли рынка мороженого импортного производства. Быстрых темпов роста рынка не ожидается: по прогнозам операторов рынка, он вряд ли будет расти быстрее, чем на 10% в год при самой благоприятной ситуации. При этом прогнозируется рост цен на мороженое на уровне 15-25%, связанный с повышением стоимости сырья и роста цен на энергоносители.
В деятельности производителей ожидаются следующие изменения:
выведение на рынок новых ТМ мороженого/ребрендинг известных марок;
усиление конкурентной борьбы, рост рекламных бюджетов;
ориентация на различную целевую аудиторию, предложение мороженого для лиц, страдающих сахарным диабетом, мороженого с биологически активными добавками — про- и пребиотиками, которые имеют диетические и лечебно-профилактические свойства;
рост доли мороженого премиального сегмента (содержащего натуральные компоненты);
популяризация сортов мороженого, изготовленных согласно ДСТУ;
появление на рынке «шокирующих» видов мороженого (так, например, американский производитель мороженого Jeni’s Splendid Ice Creams выпустил десерт, который поможет перебороть вирус гриппа и т.п.);
рост популярности ко-брендинга, сотрудничество производителей мороженого с компаниями-компаньонами (например, производителями кондитерской промышленности, кофе). Компании будут создавать совместные ultrapremium продукты.

⌈1⌉ — Сбор информации проводился методом личного интервью в 24-х областях Украины, АР Крым, городах Киев и Севастополь. Респонденты отбирались по квотной выборке, репрезентирующей взрослое население страны по месту проживания (область), полу и возрасту. Объем выборочной совокупности составил 2077 человек, ожидаемая средняя ошибка выборки – ±2,2%.

Назад